Дополнительная общеобразовательная программа Русский язык как иностранный

Дополнительная общеобразовательная программа

«РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ»
для обучающихся 1-4 классов

Екатеринбург 2024

Пояснительная записка
В течение последних двадцати лет Россия принимает все больше мигрантов, в том числе увеличивается доля семейной миграции. Все
чаще иностранные граждане стали приезжать в страну с детьми дошкольного и школьного возраста, которые слабо владеют или совсем не
владеют русским языком.
В большинстве своем, они не изучали у себя на родине русский язык, либо изучали его как дополнительный. Языковой барьер,
невладение русским языком, как языком обучения (то есть, в том бы позволил обучаться в общеобразовательном в соответствии с российской
программой), расхождение в программах обучения, низкий уровень культурной и социальной адаптации к жизни в российском обществе и новой
образовательной среде вызывает определенные трудности. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи
в другую страну или регион с иными культурными традициями, языком, приводит к серьезному дискомфорту, который переживают не только
взрослые, но и их дети.
Составляющие затрудняют процесс обеспечения качественного образования, существенно влияют на качество обучения других
учащихся, находящихся в едином образовательном пространстве. Отсутствие необходимых для социализации знаний об основах российского
законодательства, культуры, истории, традиций и норм поведения в быту, не позволяет детям успешно интегрироваться в новую для них
этническую среду без особой подготовки как языковой, так и социокультурной адаптации. Ведь в новых условиях проживания русский язык для
несовершеннолетнего иностранного гражданина должен стать не только школьным предметом, но и активным рабочим языком, на котором он
должен обучаться по всем предметам школьной программы и использовать язык
в повседневном общении.
Нормативно-правовая база
Согласно пунктам 1,2 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Язык
образования» Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» в нашей стране гарантируется получение образования на
государственном языке Российской Федерации, в образовательных организациях образовательная деятельность
осуществляется на государственном языке Российской Федерации, преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в
рамках имеющих государственную аккредитацию в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Таким

образом, законодательство РФ позволяет гражданам, для которых русский язык не является родным, освоить его как иностранный в
образовательных организациях разных ступеней.
Рабочая программа «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов начальной школы составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации № 373 от 06.10.2020 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2021 г.), Указом Президента РФ от 19.12.2021г.
№1888 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Ценностные ориентиры содержания программы
Ценность добра– осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;
осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов
культуры.
Ценность воспитания любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности,
самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность человечества – осознание себя не только человеком, живущим в России, но и частью мирового сообщества, для существования и
прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Цели и задачи реализации программы :
Цели: Образовательные – направлены на обучение детей способам усвоения общественного опыта, овладение русским языком и введение в
активный словарь русских слов, развитие познавательной активности второклассников.
Воспитательные - направлены на решение вопросов социализации и адаптации, повышения самостоятельности, становления нравственных
ориентиров в деятельности и поведении, воспитание положительных личностных качеств.
Коррекционные - направлены на компенсацию отставания в речевом развитии, накоплении и увеличении словарного запаса, развитие
позитивных качеств с тем, чтобы заложить основы дальнейшего продвижения в учении, учитывая индивидуальные особенности и возможности
каждого ребёнка.

Основные задачи :
1. Корректировка и развитие навыков произношения и интонирования речи.
2. Развитие навыков чтения, говорения, слушания и письма.
3. Освоение грамматической базы русского языка в пределах первого сертифицированного уровня государственных стандартов по русскому
языку для иностранцев.
4. Освоение лексики, обеспечивающее общение в рамках обозначенных тем бытового характера, а также овладение лексикой основных
предметов базового плана начальной школы, обеспечивающей включение ребенка в процесс обучения.
5. Освоение культурно-страноведческой информации, необходимой для адаптации ребенка к новым условиям жизни (формирование фоновых
знаний).
6. создание речевых ситуаций, мотивированных на изучение русского языка;
7. создание необходимых условий для успешного овладения устной русской речью;
8. развитие интереса к русскому языку;
9. развитие мелкой моторики руки через штриховку, раскрашивание.
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: 1-4 класс

Структура программы:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
2. Содержание учебного предмета, курса.
3. Календарно - тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
1. Планируемые результаты
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся:
Личностные результаты:
1.

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2.

формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,

культур и религий;
3.

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4.

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5.

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла

учения;
6.

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе

представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7.

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8.

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам

других людей;
9.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и

находить выходы из спорных ситуаций;
10.

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному

отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4.

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в

ситуациях неуспеха;
5.

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6.

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем

решения учебных и практических задач;
7.

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения

коммуникативных и познавательных задач;
8.

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети

Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе, умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать
(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-,
видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9.

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить

речевое высказывние в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10.

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления

аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11.

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права

каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12.

определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13.

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

14.

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,

социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета;
15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
16.

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в

соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Предметные:

1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых
возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на
иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в
других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Коммуникативные умения
Говорение
Выпускник научится:
– участвовать в элементарных диалогах, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в русскоязычных странах;
– составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;
– рассказывать о себе, своей семье, друге.
Выпускник получит возможность научиться:
– воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора;
– составлять краткую характеристику персонажа;
– кратко излагать содержание прочитанного текста.
Аудирование
Выпускник научится:
- понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на
услышанное;
- воспринимать на слух в аудиозаписи и понимать основное содержание небольших сообщений, рассказов, сказок, построенных в
основном на знакомом языковом материале.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нём информацию;
– использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые

слова.
Чтение
Выпускник научится:
– соотносить графический образ русского слова с его звуковым образом;
– читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и
соответствующую интонацию;
– читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале;
– читать про себя и находить в тексте необходимую информацию.
Выпускник получит возможность научиться:
– догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
– не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста.
Письмо
Выпускник научится:
– выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
– писать поздравительную открытку (с опорой на образец);
– писать по образцу краткое письмо зарубежному другу.
Выпускник получит возможность научиться:
– в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;
– составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам;
–заполнять простую анкету;
– правильно оформлять конверт, сервисные поля в системе электронной почты (адрес, тема сообщения).
Языковые средства и навыки оперирования ими
Графика, каллиграфия, орфография
Выпускник научится:

– воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы английского алфавита (полупечатное написание букв, буквосочетаний,
слов);
– пользоваться английским алфавитом, знать последовательность букв в нём;
–списывать текст;
– восстанавливать слово в соответствии с решаемой учебной задачей; –отличать буквы от знаков транскрипции.
Выпускник получит возможность научиться:
– сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию;
– группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;
– уточнять написание слова по словарю;
– использовать экранный перевод отдельных слов (с русского языка на родной и обратно).
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
– различать на слух и адекватно произносить все звуки русского языка, соблюдая нормы произношения звуков;
– соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе;
– различать коммуникативные типы предложений по интонации;
– корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.
Выпускник получит возможность научиться:
– соблюдать интонацию перечисления;
– соблюдать правило отсутствия ударения на служебных словах;
– читать изучаемые слова по транскрипции.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
– узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах
тематики на уровне начального образования;
– оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;

– восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
– узнавать простые словообразовательные элементы;
– опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные и сложные слова).
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
– распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений;
– распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи: существительные мужского, женского и среднего рода; в определенном
падеже; существительные в единственном и множественном числе; глаголы в настоящем, будущем и в прошедшем времени, местоимения;
прилагательные, в том числе, в сравнительной и превосходной степени; количественные (до 100) и порядковые (до 30) числительные; наиболее
употребительные предлоги для выражения временных и пространственных отношений.
Выпускник получит возможность научиться:
– узнавать сложносочинённые предложения с союзами и, а, но.
– использовать в речи безличные предложения.
– оперировать в речи неопределёнными местоимениями.
- оперировать в речи наречиями времени; наречиями степен;
– распознавать в тексте и дифференцировать слова по определённым признакам (существительные, прилагательные, глаголы).
2. Содержание учебного предмета
Основные задачи реализации содержания предметной области «Иностранный язык»: формирование дружелюбного отношения и
толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и
доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с
носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на
иностранном языке.
Предметное содержание речи

Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Профессия. Мой день (распорядок дня,
домашние обязанности). Покупки в магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения,
Новый год/Рождество. Подарки.
Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Совместные занятия. Виды спорта и спортивные игры. Мои любимые
сказки. Письмо зарубежному другу. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать.
Моя школа. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Учебные занятия на уроках.
Мир вокруг меня. Природа. Дикие и домашние животные. Любимое время года. Лес. Сад.
Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Название, столица. Город. Транспорт. Литературные персонажи популярных книг
моих сверстников (имена героев книг, черты характера). Небольшие произведения детского фольклора на изучаемом языке (рифмовки, стихи,
песни, сказки).
Некоторые формы речевого и неречевого этикета стран изучаемого языка в ряде ситуаций общения (в школе, во время совместной игры, в
магазине).
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
В русле говорения
1. Диалогическая форма
Уметь вести:
–

этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно­трудового и межкультурного общения, в том числе при помощи

средств телекоммуникации;
–

диалог­расспрос (запрос информации и ответ на него);

–

диалог — побуждение к действию.

2. Монологическая форма
Уметь пользоваться основными коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика (персонажей).
В русле аудирования
Воспринимать на слух и понимать:
–

речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке и вербально/невербально реагировать на услышанное;

–

небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные в основном на изученном языковом материале, в том числе полученные

с помощью средств коммуникации.
В русле чтения
Читать:
–

вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;

–

про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте

необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т. д.).
В русле письма
Владеть:
–

умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;

–

основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо.

Языковые средства и навыки пользования ими
Графика, каллиграфия, орфография. Все буквы русского алфавита. Основные буквосочетания. Звуко­буквенные соответствия. Знаки
транскрипции. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний русского языка. Соблюдение
норм произношения: долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения
согласных перед гласными. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского
литературного языка. Ритмико­интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложений. Интонация
перечисления.
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения, в пределах тематики начальной школы, в объеме 500
лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика
и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру русскоязычных стран. Начальное представление о способах
словообразования: суффиксальный, приставочный.
Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное.
Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Побудительные предложения. Безличные предложения в

настоящем времени. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочиненные предложения с
союзами и без союзов. Сложноподчиненные предложения.
Глаголы. Значение и употребление в речи. Время глагола. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в
настоящем и будущем времени
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по
вопросам кто? и что? Существительные в единственном и множественном числе. Различение имён существительных мужского, женского и
среднего рода. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых вопросов.
Имя прилагательное. Прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Зависимость формы имени прилагательного от формы
имени существительного.
Местоимения Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения. Склонение личных местоимений.
Наречия времени. Наречия степени.
Числительное. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами: в, из, на, над, по, под, до, от, к, за, с.. Функция предлогов: образование
падежных форм имён существительных и местоимений.

3. Тематическое планирование

№

Раздел программы

1 год обучения

2 год обучения

Всего

1

Графика, каллиграфия, орфография.

11

6

17

2

Фонетическая сторона речи

5

3

8

3

Лексическая сторона речи.

5

14

19

4

Грамматическая сторона речи.

13

11

24

34

34

68

Всего

5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ 1-2 КЛАССОВ
Первый год обучения
№
п
/
п

Наименование изучаемой темы

Тема занятия

Основное содержание по теме
Ко
лво
час

Элемент содержания

Характеристика основных видов
деятельности
Требования к
результатам
(учащийся научится)

задание

ов
1

Речь. Знакомство.

1

2

Пространственные представления.

1

3

Направления в пространстве.

1

4-5 Временные представления.
Последовательность действий.

6

Слова, обозначающие предметы.
Дифференциация слов, отвечающих на
вопросы кто? или что?

7-8 Слова, обозначающие действия
предметов

2

1

2

Звуки
речи.
Способы
их
образования. Органы речи. Речевые
и неречевые звуки.
Проверка
и
уточнение
представлений
о
схеме
собственного тела и тела человека,
стоящего напротив.
Развитие навыков определения
направлений
в
пространстве,
графическое
воспроизведение
направлений.

Дифференцировать речевые и
неречевые звуки.
Ориентироваться в схеме
собственного тела и стоящего
напротив;

Привести примеры
речевых и
неречевых звуков
Раскрасить правые
и левые части тела
человека.

Определять правое и левое Закрепить правое и
направление в пространстве, левое направление
пространственные
взаимоотношения
объектов,
последовательность
предметного ряда.
Уточнение
и
систематизация Определять
временную Научиться называть
знаний
о
временных последовательность действий, части суток, дней
представлениях.
Временная событий.
недели,
месяцев,
последовательность
действий,
времён года, знать
событий. Закрепление временных
их
понятий
«раньше»,
«позже»,
последовательность
«сначала», «потом».
Слова, обозначающие предметы. Владеть термином «слово».
Подбирать слова к
Графическое
обозначение Называть слова-предметы и вопросам Кто? Что?
изучаемых слов-предметов. Слово графически их изображать.
как
часть
предложения. Ставить вопросы к словам Лексическое значение слова. Слова, предметам.
обозначающие живые и неживые
предметы.
Слова, обозначающие действия Называть слова - действия,
Называть словапредмета.
Графическое подбирать слова - действия к
действия по
изображение
слов-действий. словам- предметам.
картинкам
Подбор слова-действия к предмету,
постановка вопросов к словамдействиям.

9. Простое двусоставное предложение.

1

10. Слова, обозначающие признаки
предметов.

1

11. Распространение простого предложения
определением.

1

12 Предложение и слово.
Виды предложений.

1

13 Анализ предложения

1

14 Текст и предложение

1

Практическое овладение навыками
составления
простого
нераспространённого предложения.
Дифференциация слов-предметов и
слов-действий.
Слова, обозначающие признаки
предметов. Подбор признаков к
предметам по цвету, форме,
величине, материалу. Соотнесение
слов,
обозначающих
признаки
предметов, со схемой. Роль имён
прилагательных в речи.
Согласование
имени
прилагательного
с
именем
существительным.
Правильное
употребление
окончаний
прилагательных.
Дифференциация понятий «слово»
- «предложение». Составление
предложений по картинке, запись
предложения с помощью условных
знаков.

Дифференцировать
словапредметы и слова-действия.
Составлять
простые
нераспространённые
предложения.
Подбирать слова-признаки к
предметам по цвету, форме,
величине, материалу.
Согласовывать в устной речи
существительные
с
прилагательными.

Владеть термином «слово»,
«предложение».
Побудительное,
вопросительное,
повествовательное.
Определять
границы
предложения.

Составить
предложения по
картинке

Определение последовательности
слов в предложении. Составление
схем предложений. Составление
предложений по схемам.
Дифференциация понятий «текст»
и « предложение». Предложение
как единица речи.

Согласовывать
слова
в
предложении.
Произносить
предложения
интонационно правильно.
Владеть термином «текст».
Выделять
из
речи
предложение.

Составить
предложения по
картинке

Согласовывать
существительные
прилагательными
числе.

в

роде

с
и

Составить простые
предложения по
картинкам
Подбор словпризнаков к
предметам

Подбор словпризнаков к
предметам

Составить
предложения по
картинке

15 Текст. Признаки текста. Главная мысль.

1

Формирование представлений о
тексте:
признаки
текста,
определение
темы,
основной
мысли.

16 Единственное и множественное число
существительных

1

17. Согласование количественных
числительных с существительными.

1

18 Род имён существительных.

1

Практическое
употребление
существительных
в
форме
единственного и множественного
числа. Числительные один, одна.
Работа
по
классификации
предметов по числам. Согласование
имени прилагательного с именем
существительным в числе.
Практическое
овладение
согласованием
количественных
числительных с существительными.
Род
имён
существительных.
Согласование существительных с
местоимениями мой, моя, моё.

19 Согласование имени прилагательного с
именем существительным в роде.

1

20 Согласование имени существительного и
глагола прошедшего времени
единственного числа в роде

1

Род
имён
существительных.
Согласование
имён
прилагательных
с
существительными в роде.
Прошедшее
время
глагола.
Согласование глагола с именами
существительными
в
роде.
Обогащение словаря действий.

Выделять признаки связного
текста.
Определять тему, главную
мысль текста.
Устанавливать
смысловую
зависимость
между
предложениями в тексте.
Употреблять
существительных в форме
единственного
и
множественного числа.
Определять
число
имён
существительных.

Составить
предложения по
сюжетной картинке

Согласовывать
количественные числительные
с существительными.
Согласовывать
существительные
с
местоимениями мой, моя, моё.

Дидактическая игра
«Посчитай
предметы»
Подобрать
картинки к
местоимениям мой,
моя, моё.
Подобрать
прилагательные к
предметным
картинкам
Подобрать словадействия к
предметным
картинкам

Согласовывать
прилагательные
существительными в роде

с

Согласовывать
словапредметы и слова-действия в
роде и числе.

Образовать форму
множественного
числа имён
существительных

21 Управление. Работа над грамматическим
оформлением предложения.

1

Работа
над
грамматическим
оформлением предложения. Формы
винительного,
дательного,
родительного и творительного
падежей имени существительного и
имени
прилагательного
без
предлогов.

22 Работа над грамматическим
оформлением предложения. Предлоги.
Значение предлога.

1

23 Предлоги, обозначающие
местоположение.

1

24 Предлоги, обозначающие направление.

1

25 Предлоги В, ИЗ.

1

26 Предлоги В, НА, НАД.

1

27 Предлоги ДО, ОТ, К.

1

Закрепление понятий о предлоге
как о целом слове. Развитие
временно-пространственных
представлений.
Закрепление знаний о предлогах, их
написанием и значением.
Практическое употребление
предлогов в речи.
Закрепление знаний о предлогах, их
написанием и значением.
Практическое употребление
предлогов в речи.
Закрепление знаний о предлогах
В,ИЗ, их написанием и значением.
Практическое
употребление
предлогов в речи.
Закрепление знаний о предлогах В,
НА, НАД, их написанием и
значением.
Практическое
употребление предлогов в речи.
Закрепление знаний о предлогах
ДО, ОТ, К их написанием и
значением.
Практическое
употребление предлогов в речи.

Понимать
связь
слов
в
предложении,
которая
выявляется
при
помощи
вопроса от главного слова к
зависимому.
Употреблять
окончания
падежных
форм
имён
существительных
без
предлогов.
Формировать умения отвечать
на
вопросы
в
точном
соответствии с инструкцией.
Понимать значение предлогов
и правильно их употреблять

Составить
предложения по
картинкам

Понимать значение предлогов
и правильно употреблять их.

Придумать
предложения с
изученными
предлогами
Придумать
предложения с
изученными
предлогами
Придумать
предложения с
изученными
предлогами
Придумать
предложения с
изученными
предлогами
Придумать
предложения с
изученными
предлогами

Понимать значение предлогов
и правильно употреблять их.
Понимать значение предлогов
и правильно употреблять их.
Понимать значение предлогов
и правильно употреблять их.
Понимать значение предлогов
и правильно употреблять их.

Подобрать
предложения к
схеме.

28 Предлоги ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА

1

29 Предлоги С, СО, ПО

1

30 Последовательный пересказ с опорой на
картинки и схемы.

1

31 Пересказы описательного и
повествовательного характера.

1

32 Составление рассказов по картинке, по
серии сюжетных картинок.

1

Деление
текста
на
части,
определение главной мысли текста,
главной мысли каждой части
текста. Составление плана.

33 Составление рассказа по заглавию и его
началу.
34 Восстановление рассказа по его концу (с
опорой на картинки и без).

1

Главная
мысль.
Последовательность событий.
Главная
мысль.
Последовательность событий.

1

Закрепление знаний о предлогах
ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА их написанием и
значением.
Практическое
употребление предлогов в речи.
Закрепление знаний о предлогах
С, СО, ПО, их написанием и
значением. Практическое
употребление предлогов в речи.
Деление
текста
на
части.
Последовательность частей текста.
План связного высказывания.
Особенности текста-повествования
и текста – описания. Тема и главная
мысль текста и его частей. План
изложения.

Понимать значение предлогов
и правильно употреблять их.
Понимать значение предлогов
и правильно употреблять их.
Делить текст на части в
соответствии со схемой.
Определять тему текста.
Составлять план связного
высказывания.
Делить текст на части.
Определять тему и главную
мысль текста.
Определять
последовательность
частей
текста.
Составлять план связного
высказывания.
Делить текст на части.
Определять тему и главную
мысль текста и каждой части
текста.
Определять
последовательность
частей
текста.
Устанавливать
смысловую
зависимость между частями
текста.
Выбирать вид текста
собственного высказывания.
Определять тему и главную
мысль текста.
Устанавливать смысловую
зависимость между частями

Придумать
предложения с
изученными
предлогами
Придумать
предложения с
изученными
предлогами
Составить пересказ
Составить пересказ
по плану.

Составить рассказ
по сюжетной
картике.

Составить рассказ
на заданную тему
Восстановить текст
по его концу

текста.
35 Резерв

1

Второй год обучения
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ 3-4 КЛАССОВ
№
п/п

Наименование изучаемой темы
Тема занятия

1. Слова, обозначающие предметы.
Дифференциация слов, отвечающих на
вопросы кто? или что?

2-3

Единственное и множественное число
существительных

Основное содержание по теме
Колво
часо
в
1

2

Элемент содержания

Имя
существительное.
Одушевлённые и неодушевлённые
существительные. Дифференциация
слов, отвечающих на вопросы кто?
или что? Активизация словарного
запаса в рамках лексических тем:
«Школа», «Домашние животные».
Образование множественного числа
существительных.
Практическое
употребление существительных в
форме
единственного
и
множественного
числа.
Активизация словарного запаса в
рамках
лексических
тем:
«Школьные
принадлежности»,
«Дикие животные».

Характеристика основных видов
деятельности
Требования к
результатам
задание
(учащийся научится)

Выделять слова, значение которых Выписать из
требует уточнения.
текста слова,
Определять значение слова по отвечающие на
тексту или уточнять с помощью вопросы кто?
толкового словаря.
или что?
Различать
одушевлённые
и
неодушевлённые существительно,
правильно ставить вопросы.
Употреблять
в
речи
Записать
существительные
в
форме данные слова
единственного и множественного
во
числа.
множественно
Образовывать
форму
м числе.
множественного
числа
существительных.

4-5

Род имён существительных.

2

6-7

Словообразование. Образование слов
при помощи суффиксов.

2

8

Словообразование. Образование слов
при помощи приставок.

1

Род
имени
существительного.
Дифференциация существительных
разного рода. Развитие навыков
согласования с местоимениями ОН,
ОНА,
ОНО.
Активизация
словарного
запаса
в
рамках
лексических
тем:
«Осень»,
«Семья».

Употреблять
существительные
Определить
разного рода.
род имён
Определять
род
имён существительн
существительных.
ых
Согласовывать существительные
с местоимениями ОН, ОНА, ОНО.
Дифференцировать
существительные, обозначающие
предметы женского, мужского и
среднего рода.
Подбирать
существительные,
обозначающие
лица
противоположного пола.
Суффиксальный
способ Образовывать слова при помощи Выписать из
словообразования.
суффиксов,
объяснять
их текста слова с
Уменьшительно-ласкательные
лексическое значение.
уменьшительн
суффиксы, суффиксы профессий, Правильно записывать слова с
осуффиксы прилагательных. Гра- суффиксами.
ласкательными
фическое обозначение суффикса.
суффиксами
Активизация словарного запаса в
рамках
лексических
тем:
«Профессии», «Семья», «Овощи,
фрукты». Слова-антонимы.
Нахождение приставки в словах. Образовывать слова при помощи Списать текст,
Графическое
обозначение приставок, объяснять их значение.
выделить
приставки. Смысловое значение Подбирать
подходящие
по
приставку в
приставки.
Правописание смыслу
приставки к словам в
словах.
приставок. Словообразование при предложении и обосновывать свой
помощи
приставок выбор.
пространственного и временного Находить значимые части слова в
значения. Работа со словами - простых по составу словах;
антонимами.
разбирать слова по составу,
подбирать слова к заданным
схемам.
Правильно записывать слова с
приставками.

действия

1

1011

Согласование
имени
существительного
и
глагола
настоящего времени в числе.

2

12

Согласование
существительного
и
прошедшего времени в роде.

имени
глагола

1

Слова,
обозначающие
признаки
предмета.
Подбор признаков к
предметам по цвету, величине,
материалу.

1

Распространение
простого
предложения определением.

1

9

13

14

Слова,
обозначающие
предметов.

Закрепление знаний о глаголе.
Подбор слова-действия к предмету,
постановка вопросов к глаголу.
Главные
члены
предложения.
Настоящее, прошедшее и будущее
время
глагола.
Активизация
словарного
запаса
в
рамках
лексических тем: «Животные»,
«Птицы».
Настоящее
время
глагола.
Формирование
практических
навыков согласования
имени
существительного
и
глагола
настоящего времени в числе.
Активизация словарного запаса в
рамках лексической темы «Зима».
Прошедшее
время
глагола.
Формирование
практических
навыков согласования
имени
существительного
и
глагола
прошедшего времени в роде.
Активизация словарного запаса в
рамках
лексической
темы
«Времена года».
Слова, обозначающие признаки
предметов. Подбор предметов к
признакам и наоборот. Развитие
навыков
составления
словосочетаний. Развитие навыков
словообразования относительных
прилагательных.
Активизация
словарного
запаса
в
рамках
лексической темы «Одежда».
Развитие навыков распространения
простого предложения
определением. Активизация
словарного запаса в рамках

Выделять в предложении главные
члены.
Дифференцировать глаголы от
других слов.
Определять
настоящее,
прошедшее и будущее время
глагола.
Задавать вопросы к глаголам.

Подбор слов –
действий к
предметам

Согласовывать
имя
существительное
с
глаголом
настоящего времени в числе.

Вставить в
текс нужные
по смыслу
глаголы.

Определять
род
имён
существительных
Согласовывать
имя
существительное
с
глаголом
прошедшего времени в роде.

Вставить
пропущенные
окончания
глаголов
прошедшего
времени.

Подбирать признаки к предметам.
Образовывать
относительные
прилагательные.
Согласовывать
имена
прилагательные
с
именем
существительным в роде и числе.

Подбор
признаков к
предметам

Подбирать признаки к предметам.
Распространять простое
предложение определением.
Определять в предложении части

Составить
предложения к
заданным
схемам.

лексической темы «Фрукты».

15- Согласование имени прилагательного с
17 именем существительным в роде.
Однородные определения.

3

1819

Согласование имени прилагательного
с именем существительным в числе.

2

20

Местоимения мой, моя. Согласование
местоимений и существительных в
роде.

1

21

Местоимения чей, чья. Согласование
местоимений и существительных.

1

2224

Работа
над
грамматическим
оформлением предложения. Формы
косвенных
падежей
имени
существительного
и
имени
прилагательного без предлогов.

3

Род
имён
существительных.
Согласование прилагательных
с
существительными в роде.
Активизация словарного запаса в
рамках лексической темы «Лес».
Существительные единственного
и
множественного
числа.
Согласование
имени
прилагательного
с
именем
существительным
в
числе.
Активизация словарного запаса в
рамках
лексической
темы
«Деревья».
Словоизменение
прилагательных.
Согласование
местоимений
и
существительных в роде. Подбор
существительных к местоимениям.
Активизация словарного запаса в
рамках
лексической
темы
«Школьные принадлежности».
Согласование
местоимений
и
существительных в роде. Подбор
существительных к местоимениям
чей, чья. Активизация словарного
запаса в рамках лексической темы
«Семья»
Распространение
простого
двусоставного
предложения
определением, обстоятельством и
дополнением.
Формирование
практических навыков образования
винительного,
дательного,
родительного и творительного

речи.
Различать главные и
второстепенные члены
предложения.
Согласовывать
имени
Вставить
прилагательного
с
именем пропущенные
существительным в роде.
окончания имён
Находить однородные члены прилагательных.
предложения.
Определить род.
Определять число
имён
Вставить
существительных.
пропущенные
Согласовывать прилагательные с
окончания
именем существительным в числе.
имён
прилагательны
х. Определить
число.
Подбирать существительные к
местоимениям мой, моя.
Согласовывать местоимения с
существительными в роде.

Подбор
существительн
ых к
местоимениям

Подбирать существительные к
местоимениям чей, чья.
Согласовывать местоимения с
существительными в роде.

Подбор
существительн
ых к
местоимениям

Устанавливать
при
помощи Составление
смысловых вопросов связь между предложений
словами в словосочетании и из данных слов
предложении.
в начальной
Находить
главные
и
форме
второстепенные
члены
предложения.

2527

Работа
над
грамматическим
оформлением предложения. Предлоги.

3

28

Закрепление всех отработанных
предлогов. Пересказы и рассказы
описательного и повествовательного
характера.

1

29

Текст. Тема и главная мысль текста.

1

падежей имён существительных без
предлогов. Развитие практических
навыков
согласования
прилагательного
с
именем
существительным в косвенных
падежах. Активизация словарного
запаса в рамках лексических тем:
«Профессии», «Город».
Распространение
простого
двусоставного
предложения
определением, обстоятельством и
дополнением.
Формирование
представлений о семантическом и
синтаксическом
значении
предлогов.
Составление
предложений с предлогами по
картинкам.
Формирование
практических
навыков
предложного
управления.
Активизация словарного запаса в
рамках
лексических
тем:
«Транспорт», «Посуда».
Закрепление
представлений
о
семантическом и синтаксическом
значении предлогов. Закрепление
практических навыков правильного
употребления
падежных
конструкций
с
предлогами.
Составление
рассказов
по
картинкам.
Формирование представлений о
тексте:
признаки
текста,
определение
темы,
основной
мысли.
Особенности
текстаповествования,
текста-описания,
текста-рассуждения.

Составлять словосочетания и
предложения без предлогов.
Согласовывать прилагательные с
именем
существительным
в
косвенных падежах.
Определять
падеж
имён
существительных.
Устанавливать
при
помощи
смысловых вопросов связь между
словами в словосочетании и
предложении.
Находить
главные
и
второстепенные
члены
предложения.
Составлять словосочетания и
предложения с предлогами.
Согласовывать прилагательные с
именем
существительным
в
косвенных падежах.

Списать
предложения,
вставляя
пропущенные
предлоги

Дифференцировать предлоги и
приставки.
Составлять предложения из слов
(с точки зрения его структуры и
грамматического оформления).

Составление
предложений
по сюжетным
картинкам

Выделять
признаки
связного
текста;
Определять тему, главную мысль
текста, отделять главную мысль от
второстепенной.
Определять тип текста.
Устанавливать
смысловую

Определить
тип текста и
его главную
мысль.

навыков

работы

зависимость
между
предложениями в тексте;
с Уметь формулировать ответы на
вопросы к тексту.

30

Ответы на вопросы по тексту.

1

Развитие
текстом.

31

Расширение семантического поля
слова «Сад».

1

32

Расширение семантического поля
слова «Вода».

1

33

Расширение семантического поля
слова «Лес».

1

Развитие
навыков
подбора
однокоренных
слов,
навыков
словообразования
и
словоизменения,
подбора
прилагательных и глаголов к
ядерному
слову,
объяснения
значения
устойчивых
словосочетаний.
Обогащение
словаря синонимов и антонимов.
Сложные
слова.
Работа
со
словарём.
Развитие
навыков
подбора
однокоренных
слов,
навыков
словообразования
и
словоизменения,
подбора
прилагательных и глаголов к
ядерному
слову,
объяснения
значения
устойчивых
словосочетаний.
Обогащение
словаря синонимов и антонимов.
Сложные
слова.
Работа
со
словарём.
Развитие
навыков
подбора
однокоренных
слов,
навыков
словообразования
и
словоизменения,
подбора
прилагательных и глаголов к
ядерному
слову,
объяснения

Ответить
письменно на
вопросы к
тексту
«Летучая
мышь»,
«Тополя»
Согласовывать прилагательные и Составление
глаголы
с
именем предложений с
существительным.
родственными
Составлять предложения из слов словами (сад)
(с точки зрения его структуры и
грамматического оформления).
Подбирать синонимы и антонимы
к слову со словарём и без словаря.
Образовывать сложные слова по
образцу.
Согласовывать прилагательные и
глаголы
с
именем
существительным.
Составлять предложения из слов
(с точки зрения его структуры и
грамматического оформления).
Подбирать синонимы и антонимы
к слову со словарём и без словаря.
Образовывать сложные слова по
образцу.

Составление
предложений
со сложными
словами.

Согласовывать прилагательные и Составление
глаголы
с
именем
рассказа по
существительным.
сюжетной
Составлять предложения из слов
картинке с
(с точки зрения его структуры и использование
грамматического оформления).
м родственных

34

Сочинение «Поздравление, письмо
другу»

1

35

Резерв

1

значения
устойчивых
словосочетаний.
Обогащение
словаря синонимов и антонимов.
Сложные
слова.
Работа
со
словарём.
Формирование умения писать и
оформлять письма. Знакомство с
особенностями текста письма.

Подбирать синонимы и антонимы
к слову со словарём и без словаря.
Образовывать сложные слова по
образцу.

слов (лес)

Оформлять текст письма.
Редактировать
собственный
текст.
Оценивать
правильность
(уместность) выбора языковых
средств.

Оформление
письма другу


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Комплексная безопасность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».