Дополнительная общеразвивающая программа Класс МЧС

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Класс МЧС»
Направленность: социально- педагогическая
Возраст:12-17 лет
(6-11 классы)
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Первушин Н.М., учитель

г. Екатеринбург, 2022

Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………………………….3
2. Учебно-тематический план …………………………………………………………………6
3. Содержание программы …………………………………………………………………….7
4. Методическое обеспечение………………………………………………………………….8

2

1. Пояснительная записка
В настоящее время необходимо и важно воспитывать в молодёжи такие качества,
как патриотизм, любовь к родине, готовность посвятить свою жизнь служению
Отечеству.
Направленность
программы.
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая) программа «Класс МЧС» имеет социально-педагогическую
направленность и составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273-ФЗ;
2. Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998
№53-ФЗ
3.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);
4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28)
5.Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской
Федерации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (2015 г.) (на
основании письма №09-3442 от 18.11.15 Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ);
6.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018 г. №196);
7.Устав МБОУ СОШ № 20.
Актуальность программы заключается в формировании твердой гражданской позиции,
а также развитие творческой и познавательной активности у подростков посредством
применения инновационных форм и методов обучения. Освоение программы позволит
подросткам приобрести практические умения и навыки, необходимые для прохождения
военной службы в рядах Вооруженных сил РФ и других силовых структурах;
сориентирует юношей на выбор профессии офицера, а также будет способствовать
формированию чувства патриотизма.
Цель – создание условий для патриотического воспитания и формирования активной
гражданской позиции в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и
физического развития, подготовка к защите Отечества. Основными задачами программы
являются: Задачи программы:
1. Компенсация отсутствующих в общем образовании знаний, в области истории
Отечества и Вооруженных сил, физической культуры и спорта, гигиены, медицины,
культуры и права.
2. Развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить
соответствующую подготовку, выработка готовности к достойному служению обществу и
государству.
3. Развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных
ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и
государства, национального самосознания через воспитание силы воли, мужества,
стойкости, гражданственности и патриотизма.
Отличительной особенностью данной программы является то, что обучающиеся
укрепят физическое здоровье, получат умения принимать правильные решения в
экстремальных ситуациях, у них произойдет формирование патриотических чувств, таких
3

как: гордость и любовь к Родине; сопричастности и уважения к истории России;
готовность и желание служить в органах Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий на благо Отечества.
Адресат программы: возраст на обучающихся 12-17 лет.
Уровень: базовый.
Объем и сроки освоения дополнительной образовательной программы.
В учебный план дополнительного образования МБОУ СОШ № 20 входит курс
«Класс МЧС». Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Данный курс
изучается из расчета 4,5 часа, 1 раз в неделю, количество за год- 153 часа.
Курс
Периодичность в
Количество часов в
Количество часов в
неделю
неделю
год
Патриот
1 раз
4,5
153
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях.
Структура занятий состоит из четырёх частей:
 Построение, осмотр внешнего вида, постановка задач и развод по занятиям.
 Основные дисциплины (строевая, стрелковая, медицинская подготовки, химзащита
и военная история).
 Специализации (Радиосвязь, самбо, тактическая подготовка).
 Окончание занятий, подведение итогов, задание для самоподготовки, общее фото.
Форма занятий – групповая.
Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно
разбираются тактико-технические характеристики стрелкового оружия и другого
вооружения как российского, так и зарубежного производства, истории военных
конфликтов, героев войн и известных полководцев. Для лучшего усвоения материала,
применяются записи в тетрадях под диктовку, демонстрации документальных
фильмов и учебных наглядных пособий.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям по НВП и более успешного
решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются
разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у обучающихся предварительные представления об
изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание,
команды, приказы.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде демонстрации упражнения
инструктором, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у
учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- методы упражнений;
- соревновательный метод.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает
многократное повторение упражнений. Разучивание упражнений осуществляется
двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Соревновательный метод применяется после того, как у учащихся образовались
некоторые навыки игры.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Условия приема.
4

Набор в объединение осуществляется по желанию обучающегося МБОУ СОШ № 20 и его
законных представителей с оформлением заявления написанного в свободной форме на
имя педагога дополнительного образования с просьбой зачислить обучающегося в класс.
Соответствие обучающегося требованиям здоровья – не ниже II - основной группы
здоровья, подтвержденного справкой по форме 083 с указанием группы здоровья.
Планируемые результаты
В конце учебного цикла планируется усиление коммуникативных способностей,
чувства локтя в команде, лёгкой социальной адаптации обучающихся в непривычной
обстановке. Формирование здорового образа жизни учащихся, участие в общешкольных,
городских и областных мероприятиях, качественное освоение практических и
теоретических навыков начальной военной подготовки, привитие любви к Родине и
народу.
1.
Школьники овладеют приемами владения стрелковым оружием и средствами
защиты, тактическими взаимодействиями в боевой группе, командными навыками.
2.
Узнают о зарождении, развитии и достижениях отечественной военной науки и
техники.
3.
Освоят основы личной гигиены, причины травматизма и ранений, методы их
предупреждения и оказания первой доврачебной помощи.
Итогом работы должны стать:
1. Гармоничное развитие личности;
2. Воспитание нравственных и волевых качеств у обучающихся;
3. Привитие навыков здорового образа жизни;
4. Воспитание умения самостоятельно принимать решения и брать за них личную
ответственность;
5. Обучение командирским навыкам и умениям;
6. Приобретение теоретических знаний в области истории войн и политики;
7. Формирование правильной осанки и лёгкой походки.
8. Умения выполнять элементарные действия по военной подготовке.
9. Вовлечение в процесс обучения всё большее количество школьников.
10. Повышение результативности участия в городских и других соревнованиях
между патриотическими клубами и объединениями школьников.
Примерные нормативные требования по стрелковой подготовке
Контрольные
упражнения
Разборка-сборка
АК-74, с
Снаряжение
магазина АК-74,
с

пол
м
д
м
д

Возраст, лет
8
9
10
90
120
80
90

11
60
90
70
80

12
50
60
60
70

13
45
50
50
60

14
40
45
40
50

15
38
40
34
40

16
35
38
32
38

17
33
35
30
35

10
11
5
5

9
10
5
5

8
9
4,5
4,5

7
8
4
4

6
7
3,5
3,5

5
6
3
3

Примерные нормативные требования по химзащите
Надевание
противогаза, с
Надевание ОЗК,
м

М
Д
М
Д

-

-

12
13
6
6

11
12
5,5
5,5

5

2. Учебно-тематический план
№

Наименование тем, разделов

Теория

Практика

Количес
тво
часов

1

Знакомство обучающихся инструкторами по
темам. Выявление уровня первичной подготовки
ребят в данном виде обучения
Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности.
Строевая подготовка
Тактическая подготовка
Стрелковая подготовка
Специальная физическая подготовка
Медицинская подготовка
Химзащита
Основы
передачи
информации,
военная
радиосвязь
Командирская практика
Военная история
Соревнования
Итоговое занятие
ИТОГО:

1

1

2

1

1

2

2
2
2
2
2
2
5

18
8
18
18
8
18
12

20
10
20
20
10
20
17

2
13
1
1
36

6
0
7
2
117

8
13
8
3
153

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Календарно-тематическое планирование
№
1-2
3-4
5-8

9-12
13-16
17-24
25-27
28-30
31-34

Тема занятия

Количество
часов
Знакомство обучающихся инструкторами по темам. Выявление 2
уровня первичной подготовки ребят в данном виде обучения
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
2
Строевая подготовка. Способы и формы подачи команд
4
командиром. Понятие строя, шеренги, колонны. Основная
стойка. Повороты на месте.
Строевая подготовка. Строевой шаг. Хождение строем,
4
повороты в движении. Выход из строя, доклад командиру.
Строевая подготовка. Действия обучаемого с макетом
4
автомата Калашникова в строю и вне строя.
Строевая подготовка. Комплексное выполнение технических
8
приемов.
Тактическая подготовка. Тактика ведения боя малыми
3
группами в наступлении.
Тактическая подготовка. Тактика ведения боя малыми
3
группами при обороне.
Тактическая подготовка. Действия командира перед боем и во 4
время боя. Психологическая подготовка бойцов.
6

35-44

45-54
55-74

75-79
80-84

85-86
87-88
89-104
105-106
107-108

109-119

120-121
122-129
130-131
132-133
134-138
139-141
142-143
144-151

152-153

Стрелковая подготовка. Устройство и назначение автомата
Калашникова. Разборка-сборка макета автомата Калашникова.
Снаряжение учебными патронами магазина от автомата
Калашникова.
Стрелковая подготовка. Основы стрельбы, метания гранат.
Практические стрельбы из пневматического ружья.
Специальная физическая подготовка. Самбо – основа
подготовки бойцов всех видов спецподразделений. Основные
типы приёмов. Специальные упражнения для развития
быстроты.
Медицинская подготовка. Основные виды травм. Способы
остановки кровотечения.
Медицинская подготовка. Способы оказания первой
доврачебной помощи себе или близкому пострадавшему от
различных видов несчастных случаев, природных и
цивилизационных катаклизмов, а также боевых ранений.
Химзащита. Устройство и назначение противогаза и ОЗК.
Химзащита. Техника и нормативы надевания противогаза и
ОЗК.
Химзащита. Тренировки по надеванию противогаза и ОЗК.
Основы передачи информации, военная радиосвязь.
История возникновения видов передачи информации.
Основы передачи информации, военная радиосвязь.
Методы и виды передачи информации в гражданской и
военной сферах.
Основы передачи информации, военная радиосвязь.
Азбука Морзе, как простой и универсальный метод передачи и
получения информации.
Основы передачи информации, военная радиосвязь.
Устройство и управление портативными радиостанциями.
Командирская практика. Управление отделением. Выездная
практика, полевой выезд.
Военная история. Мировые войны. Причины и поводы.
Военная история. Великие русские полководцы от Александра
Невского до В.В Путина.
Военная история. Оружие победы. Легенды русского оружия:
винтовка Мосина.
Военная история. Оружие победы. ППШ, СВТ-40, АК-47.
Военная история. Победы и неудачи, значение войн в истории
нашего государства. Почему пытаются переписать историю?
Соревнования. Выездные городские .

10

Итоговое занятие. Сдача контрольных нормативов. Получение
поощрений по специализациям.

2

10
20

5
5

2
2
16
2
2

11

2
8
2
2
4
3
2
8

153
3.Содержание программы

7

1.
Знакомство обучающихся инструкторами по темам. Выявление уровня первичной
подготовки ребят в данном виде обучения.
2.
Вводное
занятие.
Инструктаж
по
технике
безопасности.
3. Строевая подготовка.
Способы и формы подачи команд командиром. Понятие строя, шеренги, колонны.
Основная стойка. Повороты на месте. Строевой шаг. Хождение строем, повороты в
движении. Выход из строя, доклад командиру. Действия обучаемого с макетом
автомата Калашникова в строю и вне строя. Комплексное выполнение строевых
приемов.
4. Тактическая подготовка.
Тактика ведения боя малыми группами в наступлении. Тактика ведения боя малыми
группами при обороне. Действия командира перед боем и во время боя.
Психологическая подготовка бойцов.
5.Стрелковая подготовка.
Устройство и назначение автомата Калашникова. Разборка-сборка макета автомата
Калашникова. Снаряжение учебными патронами магазина от автомата Калашникова.
Основы стрельбы, метания гранат. Практические стрельбы из пневматического ружья.
6.Специальная физическая подготовка.
Получение навыков отечественного вида борьбы Самбо. Основные типы приёмов.
Специальные упражнения для развития быстроты.
7.Медицинская подготовка.
Основные виды травм. Способы остановки кровотечения. Способы оказания первой
доврачебной помощи себе или близкому пострадавшему от различных видов
несчастных случаев, природных и цивилизационных катаклизмов, а также боевых
ранений.
8.Химзащита.
Противогаз и общевойсковой защитный комплект, как устройства сохранения здоровья
и жизни при повышенной опасности биологического, или химического заражения
местности. Техника надевания противогаза и костюма ОЗК.
9.Основы передачи информации, военная радиосвязь.
История развития видов передачи информации. Методы и виды передачи информации
в гражданской и военной сферах. Азбука Морзе, как простой и универсальный метод
передачи и получения информации. Устройство и управление портативными
радиостанциями.
10.Командирская практика.
Практика управления отделением под присмотром инструктора. Участие в качестве
командира отряда в различных местных и городских мероприятиях. Семинары на
сборах «Школы младших командиров».
11.Военная история.
Мировые войны. Причины и поводы. Великие русские полководцы. Оружие побед.
Победы и неудачи, значение войн в истории нашего государства.
12. Соревнования.
13. Итоговое занятие. Сдача контрольных нормативов. Получение поощрений по
специализациям.
4.Методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение образовательного процесса: учебно-демонстрационные
пособия, видеофильмы.
Методические материалы
Изучение теоретического материала осуществляется как отдельные теоретические
занятия, так и в форме 5-10-минутных бесед. При проведении бесед используются
8

наглядные пособия, учебные фильмы. Для успешного решения задач Программы
применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у обучающихся предварительные представления об
изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание,
команды, указание.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных
пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные
представления об изучаемых действиях.
Практические методы: методы упражнений, игровой метод, соревновательный метод.
Дидактические материалы
- Схемы и плакаты освоения технических приемов.
- Карты России.
Оценочные материалы: способом проверки результата обучения являются повседневное
систематическое наблюдение за учащимися и собеседование. Прямыми критериями
оценки результатов обучения служит успешное усвоение программы, участие в турнирах,
соревнованиях. Косвенными критериями служат: заинтересованность участников в
выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в
конечном итоге — воспитание патриота.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
при реализации программы
Кабинет оснащён картами исторических событий, плакатами полководцев, имеется 2
костюма химзащиты, 20 наборов противогазов, 10 касок.
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
при реализации программы
Список литературы для педагога:
1. Учебное пособие по общественно-государственной подготовке для солдат
(матросов), сержантов (старшин) проходящих военную службу по контракту в ВС РФ,
2013. Издательская группа ГРАНИЦА. Под общей редакцией Н.А. Панкова.
2. А.П. Макаров, В.И. Литавиненко, Н.П. Мойсенко. Тактика: батальон, рота, взвод,
отделение. Учебное пособие Министерства обороны, 2016.
3. Учебник «Тактическая подготовка курсантов учебных военных центров».
Министерство обороны РФ. 2017.
4. В.И. Архангельский. Учебное пособие «Военная гигиена. Руководство и
практические занятия». Министерство обороны РФ.
5. Методические рекомендации ВВПОД «ЮНАРМИЯ»
Аганянц Е.К., Бердичевская Е.М., Демидова Е.В. Физиологические особенности
развития детей, подростков и юношей. Учебное пособие. – М.: Спорт-Академ-Пресс,
2003.
6. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе [Текст]/ И.А.Агапова. - М.:
Айрис-пресс, 2002.
7. Андреев Н.В. Топография и картография. – М.: Просвещение, 1985.
8. Арутюнян Т.Г., Савчук А.Н. Образовательная программа по физическому
воспитанию «Школьник-призывник», М.: Чистые пруды, 2006, Библиотечка «Первого
сентября», серия «Спорт в школе», выпуск 1(7).
9. Бадагуев Б. Средства индивидуальной защиты. Классификация и контроль качества.
Порядок выдачи и применения. Хранение и уход. Учет СИЗ. – М.: Альфа-Пресс, 2010.
9

10. Базарный Ф.Д. Основы выживаемости. – М.: Концептуал, 1995.
11. Баин С. И др. Огневая подготовка. / Баин С., Кабардин А., Кузнецов С., Степанов
В., Зевакин О., Зелепукин А., Жмылев О., Чернов Б. – М.: Воениздат, 2016.
12. Баранов А.Р., Маслак Ю.Г., Ягодинцев В.И. Военная топография в служебнобоевой деятельности оперативных подразделений. – М.: Академический проект, 2016.
13. Буянов В. М., Нестеренко Ю. А. Первая медицинская помощь: Учебник. – М.:
Медицина, 2000.
14. Великая Отечественная война. Энциклопедия для школьников. – М.: Олма-пресс,
2001.
15. Верхошанский В.Я. Общефизическая подготовка. – М.: Физкультура и спорт, 1970.
16. Видякин М.В. Военно-патриотическое воспитание в школе. – М.: Учитель, 2008.
17. Военная история России. /Под ред. О. Егоршиной, В. Людвинской. – М.: Эксмо,
2012.
18. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект [Текст] /
А.Н.Вырщиков. - Волгоград, 2001.
19. Вяткин Л. А., Сидорчук Е. В. Туризм и спортивное ориентирование. – М.:
Академия, 2009.
20. Гаврилов А.В. Военная топография. _ М.: Воениздат, 2010.
21.Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы,
кружки, поисковая деятельность/ Авт.-сост. Т.А. Орешкина. – Волгоград: Учитель,
2007.
22. Глыжко Л.И. Военно-патриотическое воспитание молодежи (опыт работы центра
доп. образования [Текст]/ Л.И.Глыжко, С.А. Пищулин// Внешкольник. – 2002.
23. Гоголев М.И. «Основы медицинских знаний учащихся». М.: Просвещение, 2004.
24. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие
/ И.В.Можейко, Н.А. Сивова, И.А. Соболева. – М.: ЦНСО, 2003.
25.Гражданско-патриотическое воспитание/Методические рекомендации, Екб, 2011.
26. Дворкин А.Д. Стрельба из пневматических винтовок. – М.: ДОСААФ, 1986.
Денисов Р.А, Михайлова С.В. Подготовка молодёжи к военной службе: учебно методическое пособие. АГПИ им. А.П. Гайдара. – Саров: СГТ, 2010.
27.Зеленин, А.А.и др. Методическое пособие по организации и проведению военноспортивных игр, конкурсов и соревнований [Текст]/ А.А. Зеленин, С.И. Мешкова,
А.В.Мешков. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.
28. Куликов В.М, Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском
путешествии, Москва, ЦДЮТиК, 2002.
29.Луйк
В.Э.
Практическое
пособие
по
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» (военнопатриотическое воспитание).
30.Луйк
С.С.
Практическое
пособие
по
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец», культурноэстетический блок I часть. 11
31. Манжелей И. В. Инновации в физическом воспитании: учеб. пособие. - Тюмень,
2010.
32.Миронова Т. И. Реабилитация социально-психологического здоровья детскомолодежных групп. - Кострома, 2014.
33. Николаичева И.М.: Программа для детско-юношеских клубов физической
подготовки\ Москва, 1999.
34. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М. Политиздат. 1982.
35.Общая военно-прикладная физическая подготовка (ОВПФП); Освоение основ
туристской подготовки – важное средство гармонического развития личности и
укрепления здоровья: Сборник № 2 «Физическое воспитание, спортивно-массовая
10

работа в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях начального и
среднего профессионального образования». М.: Общественно-государственное
физкультурно-спортивное объединение «Юность России», 2006.
36.Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ. М. Воениздат,2015.
37.Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для обучающихся 11кл.
общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, под общ. ред. А.Т.
Смирнова. – М.: Просвещение, 2014.
38.Основы безопасности жизнедеятельности.10-11 классы. Сборник элективных
курсов. Волгоград. Учитель. 2009.
39. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника . – М.: 2014.
40. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по ОБЖ/ Авт.-сост. Г.А.
Колодниц, В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа,
2011.
41.Псарев А.А., Коваленко А.Н. и др. Военная топография.М.Вениздат. 1996.
42.Ревин
Е.В.
Практическое
пособие
по
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Юнармеец»,
культурноэстетический блок II часть сборник сценариев военно-патриотических
мероприятий).
43.Резниченко В.Г., Воробьев И.Н.,Мирошниченко Н.В. и др. Тактика.М.Воениздат.
1988.
44. Рукопашный бой.6-11 классы. Образовательная программа дополнительного
образования для кадетских корпусов и военно-патриотических клубов/ Под ред.
Чанышева А.Х. М., Армпресс, 2007.
45.Типовая программа подготовки курсантов военно-патриотических клубов в
Свердловской обл., (вариант), Екб,2016.
46.Федоровская, Г. О критериях оценок при проведении соревнований военнопатриотической направленности [Текст]/ Г. Федоровская // Воспитание школьников. 2002. - №10.
47.Халин К.Е. Ордена и медали России. М., Дом славянской книги, 2008.
48.Харин Н.И. Методика проведения практических занятий по основам военной
службы. М. Дрофа, 2011.
49.Харьков Н.Г.Стрелковая подготовка в курсе «Основы безопасности
жизнедеятельности». М.Армпресс, 2007.
50.Шапкин П.С. Методические рекомендации по военно-патриотическому воспитанию
в военных и спортивных клубах. М., Правая Россия, 2015.
51. Юнармейцы, вперед! (юнармейское движение в Свердловской области). Вып.2.
Екб, 2011.
Интернет-источники

Совет безопасности РФ
Министерство внутренних дел РФ
МЧС России
Министерство здравоохранения РФ
Министерство обороны РФ
Министерство образования и науки РФ
Министерство природных ресурсов РФ
Федеральная служба железнодорожных
войск РФ

http://www.scrf.gov.ru
http://www.mvd.ru
http://www.emercom.gov.ru
http://www.minzdrav rf.ru
http://www.mil.ru
http://mon.gov.ru /
http://www.mnr.gov.ru
http://www.fsgv.ru
11

Федеральная служба России по
гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды
Федеральная пограничная служба
Федеральный надзор России по ядерной
и радиационной безопасности
Русский образовательный портал
Академия повышения квалификации
работников образования
Федеральный российский
общеобразовательный портал
Федеральный портал «Российское
образование»
Портал компании «Кирилл и Мефодий»
Образовательный портал «Учеба»
Журнал «Курьер образования»
Журнал «Вестник образования»
Издательский дома «Профкнига»
Издательский дом «1 сентября»
Издательский дом «Армпресс»
Фестиваль педагогический идей
«Открытый урок» (издательский дом «1
сентября»)
Энциклопедия безопасности
Личная безопасность
Образовательные ресурсы Интернета
Безопасность жизнедеятельности
«Мой компас» (безопасность ребёнка)
Информационно-методическое издание
для преподавателей ОБЖ
Эконавт CATALOG (электронный
каталог интернет ресурсов по Охране
трудa, Безопасности дорожного
движения, Безопасности
жизнедеятельности)
Портал Всероссийской олимпиады
школьников
Образовательные ресурсы Интернета –
Безопасность жизнедеятельности
Безопасность. Образование. Человек.
Информационный портал ОБЖ и БЖД:
Всё Безопасности Жизнедеятельности
Безопасность и выживание в
экстремальных ситуациях

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.ht
m
http://www.fps.gov.ru
http://www.gan.ru
http://www.gov.ed.ru
http://www.apkro.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
http://www.km.ru
http://www.uroki.ru
http://www.courier.com.ru
http://www.vestnik.edu.ru
http://www.profkniga.ru
http://www.1september.ru
http://www.armpress.info
http://festival.1september.ru

http://www.opasno.net
http://personal-safety.redut -7.ru
http://www.alleng.ru
http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det
http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html
http://www.econavt-catalog.ru

http://rusolymp.ru/
http://www.alleng.ru/edu/saf.htm
http://www.bezopasnost.edu66.ru

http:// www.hardtime.ru

Список литературы для обучающегося:
1)Костров А. Н. Обеспечение жизнедеятельности в экстремальных ситуациях. М.:
Армпресс, 2002.-120с.
2)Литвинов Е. Н. Как стать сильными выносливым.-М.: «Просвещение»1984г.
3) На службе отечеству. Учебное пособие по «Основам военной службы»/ под редакцией
12

Смирнова В.В. -М: Редакция журнала «Военные знания», 2001.
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Класс МЧС»
имеет ярко выраженную военно-патриотическую направленности. В объединение
принимаются дети в возрасте от 12 до 17 лет, с учетом требований наличия медицинской
группы здоровья не ниже II основной группы здоровья. Программа рассчитана на 1 год
обучения и учитывает возрастные, и познавательные возможности обучающихся и
реализуется на основе дифференцированного и индивидуального подхода.
Программа ориентирована на выявление и развитие способностей каждого
обучающегося, их культурное обогащение, формирование духовно богатой, свободной,
творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к условиям современной
жизни, а также гармонизацию взаимодействий и общения в микро и макро-группах,
посредством занятий. Усвоение программного материала осуществляется по принципу
теоретического изучения и освоения материала, сопряженного с практическим.
Содержание курса представляет собой актуальный и востребованный в
современных условиях вид воспитания подрастающего поколения, а также способ
самореализации и базовую подготовку, которая может выступить основой для
дальнейшей профессионализации обучающегося и его стремления к культурному образу
жизни. Программа ориентирована на раскрытие потенциала, способностей и культурнонравственное воспитание детей и подростков.
Особая роль в решении данных проблем отводится детско-юношеским военнопатриотическим организациям, движениям и объединениям. Их деятельность направлена
на воспитание и развитие у подрастающего поколения лучших человеческих качеств,
формирование мировоззрения, социально-нравственных ценностей, норм поведения.
Программа социально-педагогической направленности, в основе содержания которой
прикладная деятельность по различным видам подготовки подрастающего поколения к
служению отечеству в рядах органах Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий на благо Отечества.
Использование важных в практическом отношении сторон воинской жизни и
деятельности в воспитательных целях способствует становлению будущих защитников
Отечества еще до момента призыва для прохождения военной службы
в ряды
Вооруженных Сил и других государственных формирований. Конечно, информминутки,
классные часы, уроки мужества, встречи с участниками войн и локальных конфликтов,
походы по местам боевой славы и многие другие мероприятия необходимы, однако
определяющего значения в формировании всесторонней готовности молодого человека к
государственной гражданской и военной службе не имеют. Рассчитывать необходимо на
самое активное и деятельностное участие обучающегося в единой системе
взаимосвязанных мероприятий. Программа дополнительного образования является одной
из наиболее эффективных форм базовой подготовки подростков и юношей к защите
Отечества, данная подготовка ведется по нескольким направлениям и позволяет
комплексно решать поставленные задачи.
Данная программа является практико-ориентированной, призванной привить
обучаемым комплекс навыков и умений, позволяет расширить и углубить знания,
получаемые учащимися в рамках школьного курса ОБЖ, начальной военной подготовки,
что является необходимым в условиях ограниченности учебного времени и меняющихся
условиях жизни. Эта программа является педагогически целесообразной, так как также
позволяет подготовить юношей и девушек к службе в Вооружённых Силах Российской
13

Федерации. При составлении программы использовались такие
направления как
общественно-государственная, огневая, тактическая, строевая, физическая, военномедицинская, психологическая подготовка, общевоинские уставы ВС РФ, военная
топография, основы безопасности жизнедеятельности, гражданская оборона,
международное гуманитарное право, специальная подготовка (основы рукопашного боя,
основы туристической, горной подготовки, основы подготовки лектора и экскурсовода,
основы музейного дела и поисковой деятельности), летопись родного края.
Неотъемлемой частью обучения являются контрольные занятия, на которых
проверяются знания, умения и практические навыки обучающихся.
Участие в праздниках, экскурсиях; в вахтах памяти, в оборонно-спортивных
лагерях, в слетах патриотов, в военно-спортивных играх; в походах по знаменательным
историческим местам, презентация результатов поисковой деятельности, проведение
массовых мероприятий лекторами и экскурсоводами также позволяет проверить
достижения обучающихся по программе.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Комплексная безопасность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».