Дополнительная общеобразовательная программа Мир гитары

1

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка.
Учебно-тематический план, содержание курса.
Методическое обеспечение.
Список литературы.
Сведения об авторе.
Приложение.

2

Пояснительная записка.
Дополнительное образование детей - это поисковое образование,
предоставляющее личности веер возможностей для выбора деятельности,
стимулирующее процессы личностного саморазвития.
В школе функции
дополнительного образования выполняет кружковая работа.
Работа педагога в школе направлена на усвоение детьми определённых
навыков работы в команде, на проявление и развитие их личностных качеств.
Ребята обретают уверенность в себе, открывают новые таланты, получают
навыки организационной работы.
Данная программа составлена на основе программ: «Специальный класс
шестиструнной гитары» (Программа для детских и вечерних музыкальных
школ) составитель Г.А.Ларичев, Москва 1982г.; «Класс ансамбля народных
инструментов» (Программа для ДМШ) составитель М.В.Евдокимов, Москва
1979г.
Музыкально-поэтическое творчество является составной частью
культурного наследия народа и уходит своими корнями в далёкое прошлое. С
давних времён человек стремился выразить себя в музыке и поэзии. Между
этими двумя направлениями существует неразрывная связь.
На протяжении всех времён музыка и поэзия сливались воедино и звучали в
народных напевах, балладах, песнях, романсах. Так сформировалось народное
искусство, называемое музыкально-поэтическим.
Необходимость создания подобной программы продиктована социальными
и педагогическими факторами. В частности, ростом национального
самосознания, усиления внимания к сохранению и возрождению культуры,
народных традиций.
Цель программы:
развитие
музыкальных
способностей
инструментального исполнительства.

ребёнка

средствами

Практическая цель программы:
овладение навыками игры на гитаре, необходимых для разучивания и
исполнения музыкально-поэтических произведений. Разучивание и
исполнение несложных музыкальных и музыкально-песенных произведений.
Педагогическая цель:
3

создание оптимальных условий для формирования и развития
эмоционально-эстетического отношения к музыкально-поэтическому
наследию нашей страны через знакомство с различными направлениями в
музыкальном искусстве.
Задачи программы:
Обучающие:
 Накопление музыкальной информации, её осмысление, формирование
музыкального вкуса;
 Формирование интереса к занятиям на инструменте и различным видам
музыкально-творческой деятельности
 Формирование и развитие начальных вокальных умений и навыков;
 Формирование и развитие начальных умений и навыков игры на гитаре.
Развивающие:
 Развивать
способность воспринимать музыкально-поэтическое
искусство и в первую очередь, его специфику образного отражения
действительности;
 Развивать музыкально-творческие
эстетическое восприятие;

способности,

эмоционально-

 Развивать умение осознанно использовать музыкально-выразительные
средства для создания художественного образа конктретного
музыкально-художественного произведения;
 Развивать умение выражать своё собственное отношение к искусству и
действительности в музыкальных и словесных образах;
 Ориентировать детей на практическое применение полученных знаний,
умений и навыков в дальнейшей жизни.
Воспитательные:
 Воспитывать
духовно-нравственные
и
этические
чувства,
эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание,
уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов;
4

 Воспитывать
позитивное
отношение
к
нравственным
общечеловеческим
ценностям,
обобщённым
в
музыкальнопоэтическом искусстве;
 Воспитывать потребность постоянного самосовершенствования
нравственного и музыкально-художественного;
 Воспитывать интерес и уважение к различным направлениям в
музыкальном искусстве;
 Формировать и развивать коммуникативные навыки;
объективно оценивать результаты своего и чужого труда.

умение

Работа в кружке ведётся по направлениям: музыка как вид искусства;
творчество поэтов-песенников, бардов, известных рок-музыкантов;
элементарная теория музыки; формирование и развитие технических навыков;
разучивание
музыкального
материала;
средства
музыкальной
выразительности; подбор по слуху.
Реализация данной программы опирается на следующие методы
музыкального образования:





метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
проблемный;
частично-поисковый;
метод перспективы и ретроспективы (забегания вперёд и возвращение
назад);
 метод содержательного анализа.
Данная программа предназначена для обучения детей и подростков основным
навыкам игры на гитаре и пению под гитару. Программа рассчитана на детей
любого возраста и уровня музыкального развития. Программа предполагает
обучение игре на гитаре в песенном жанре, с основной ориентацией на
схемное построение аккордов. Такой подход позволяет сделать обучение
более массовым и доступным. Преимуществом данной программы является
то, что она ориентирована на слуховое восприятие музыкального материала,
что способствует развитию у детей музыкального слуха и вокальных данных.
Программа является комплексной и представляет собой серию
тематических занятий, которые выстроены по принципу «от простого к
5

сложному», давая возможность обучающимся постепенно овладеть навыками
игры на инструменте. Занятия могут идти последовательно друг за другом или
каждое может существовать самостоятельно. В зависимости от
индивидуальных способностей, обучающиеся могут освоить только часть
данной программы, этого будет достаточно для исполнения простейших
музыкальных произведений.
При
выборе
репертуара
педагог,
руководствуясь
собственным
вкусом и музыкальными предпочтениями детей, опирается на
собственный педагогический опыт, учитывающий степень музыкально исполнительского развития учеников, их достижения, недостатки и
пройденный репертуар.
Данная программа хорошо работает на последействие. Обучающиеся
способны применить полученные на занятиях знания и умения, участвуя в
проведении тематических дел в своём классе, на мероприятиях (праздники:
«День России», «Город мастеров» «День семьи, любви и верности»,).
Приобретённые знания, умения и навыки дети могут реализовать не только в
школе, но и во внешкольной деятельности.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Ожидаемым результатом обучения детей в кружке «Мир гитары» является
приобретение и развитие детьми комплекса следующих личностных
достижений, предметных и социокультурных компетенций.
Личностные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере:
-воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему
многонационального народа России,
- развитие чувства ответственности и долга перед Родиной,
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира;
- принятие поликультурной картины современного мира;- осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку.- укрепление культурной, этнической и
гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и
6

народа;- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического
взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном
разнообразии;- формирование личностного смысла постижения искусства и
расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;- приобретение
начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;- в трудовой
сфере:- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении
творческих задач;- готовность к осознанному выбору дальнейшего
образовательного пути;- формирование уважительного отношения к труду,
наличие опыта участия в социальном, творческом значимом труде.в
познавательной (когнитивной) сфере:- развивать моральное сознание и
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;- формировать
целостного мировоззрения, учитывающего социально-культурное, духовное
многообразие современного мира;- готовность и способность вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;- развитие мотивов
музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в
процессе коллективного (индивидуального) музицирования;- продуктивное
сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных творческих задач, в том числе музыкальных;- ориентация в
культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса, школы, города и др.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение,
синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального
искусства); - планирование, контроль и оценка собственных учебных действий,
понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать
свои действия;- развитие фантазии, воображения, музыкальной интуиции,
памяти;- формирование критического мышления, способности аргументировать
точку зрения по отношению к исполняемому художественному произведению;выбор способов решения проблем творческого и поискового характера в
процессе восприятия, исполнения, оценки исполняемых художественных
произведений; - формирование навыков самостоятельной работы при
выполнении практических, теоретических домашних заданий; - умение
воспринимать и анализировать концепцию художественного образа
7

исполняемого произведения, умение описать художественному произведение,
используя для этого специальную терминологию, дать определение изученных
понятий;- умение планировать и оценивать собственные учебные действия
после выполнения творческого задания и корректировка своих действий;овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;- умение планировать и грамотно
осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
находить варианты решения различных художественно-творческих задач;умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
умение организовать место занятий;- получение опыта восприятия и
аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования
навыков коммуникации;
Коммуникативные УУД:
- получение опыта восприятия различных образцов искусства как основы
формирования коммуникативных умений; - продуктивное взаимодействие со
сверстниками в ансамбле при решении различных музыкально-творческих
задач; - умение использовать методы социально-эстетической коммуникации,
осваивать диалоговые формы общения в ансамбле;- участие в жизни микро- и
макро- социума;- приобретение умения осознанного построения речевого
высказывания;- продуктивное сотрудничество (общение и взаимодействие) со
сверстниками при решении различных творческих задач;- приобретение
начальных навыков социокультурной
адаптации в современном мире,
формирование мотивов к художественно-творческой деятельности;- участие в
совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;- умение воспринимать и терпимо относиться к
другой точке зрения, другой культуре другому восприятию мира; использование средств информационных технологий для решения различных
учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного художественного
материала, выполнение творческих проектов;
Познавательные УУД:- формирование умения осуществлять информационную,
познавательную и практическую деятельность с использованием различных
средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных
носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные
ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).

8

- формирование умения познавать мир через аудиальный или визуальный
художественный образ, понимать место и роль музыкального искусства в
жизни человека и общества;
- наблюдение за различными явлениями жизни, природы, искусства,
понимание их специфики и эстетического многообразия;
- овладение первоначальной способностью к реализации собственных
творческих замыслов через понимание цели и выбор способа ее достижения;
- готовность и способность к концертной деятельности, выполнения
творческого задания;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов
через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового
характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для решения
коммуникативных и познавательных задач;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном,
культурном, природном и художественном разнообразии;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е.
умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к
достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
- формирование активного отношения к традициям культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего
способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в
различных учебных и жизненных ситуациях;
-умение эстетически относиться к любому виду деятельности;
- развитие художественно-образного, эстетического типа мышления;
- развитие художественно – образного мышления как неотъемлемой части
целостного мышления человека;
- формирование способности к целостному восприятию мира;
-соблюдение норм и правил культуры труда
- соблюдение норм и правил безопасности в познавательно-творческой
деятельности.
Предметные результаты:
Основными видами деятельности детей в кружке являются: слушание
музыки, пение, инструментальное музицирование, концертная деятельность.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы: участие в проведении тематических дел и целых дней в своём
классе и во внеурочной деятельности.

9

По окончании курса кружка гитары обучающиеся младшей группы
должны знать:
1. Основы музыкальной грамоты (простейшие ритмические рисунки,
элементарное представление о высоте звуков, понятие «звукоряд»);
2. Общие сведения о разновидностях музыкальных инструментов;
3. Историю возникновения и развития песенного творчества;
4. Основные направления в песенном жанре: эстрадные песни, песни для
детей;
5. Требования безопасности труда.
По окончании курса кружка гитары обучающиеся младшей группы
должны уметь:
1. Организовать свой труд на рабочем месте;
2. Соблюдать правила техники безопасности;
3. Правильно сидеть и держать инструмент;
4. Правильно извлекать звук, созвучие, аккорд;
5. Ориентироваться
аккордов;

в

буквенно-схематичном

6. Исполнить на инструменте
аккомпанементом.

(и

спеть)

обозначении

1-2

песни

с

простых
простым

По окончании курса дети средней группы должны знать:
1. Особенности разновидностей музыкальных инструментов;
2. Основы музыкальной грамоты (простейшие ритмические рисунки,
элементарное представление о высоте звуков, понятие «звукоряд»,
нотная запись мелодии, мелодия и аккомпанемент);
3. Историю возникновения и развития гитары;
4. Требования безопасности труда;
5. Основные сведения об известных бардах: Б.Окуджава, Ю.Визбор,
В.Высоцкий (по выбору);
10

6. Основные направления в песенном жанре: эстрадные песни, песни для
детей, рок.
По окончании курса дети средней группы должны уметь:
1. Организовать свой труд на рабочем месте;
2. Соблюдать правила техники безопасности;
3. Ориентироваться в буквенно-схематичном обозначении несложных
аккордов;
4. Исполнить на инструменте (и спеть) 1-2 песни с аккомпанементом;
5. Правильно извлекать аккорд, переходы с аккорда на аккорд.
По окончании курса старшие дети должны знать:
1. Особенности разновидностей музыкальных инструментов;
2. Основы музыкальной грамоты (различные ритмические рисунки,
высота звуков, нотная запись мелодии, мелодия и аккомпанемент);
3. Историю возникновения и развития гитары;
4. Требования безопасности труда;
5. Основные сведения об известных бардах: Б.Окуджава, Ю.Визбор,
В.Высоцкий, А.Городницкий;
6. Основные сведения о творчестве поэтов-песенников: Е.Евтушенко,
Р.Рождественский, А.Вознесенский.
7. Основные различия музыкальных стилей.
По окончании курса старшие дети должны уметь:
1.

Организовать свой труд на рабочем месте;

2.

Соблюдать правила техники безопасности;

3.

Правильно извлекать аккорды, переход с аккорда на аккорд;

4.

Ориентироваться в буквенно-схематичном обозначении аккордов;

5.

Исполнять различные виды аккомпанемента;
11

6.

Исполнить на инструменте (и спеть) 1-2 песни с простым
аккомпанементом.

Участники программы: дети (возраст 7 – 15 лет).
Форма обучения – коллективное занятие детей, индивидуальное занятие
(обучение игре на гитаре), тематические беседы, прослушивание аудио и видео
записей.
Программа курса рассчитана:
3 группа: 7-9 лет–36 часов (20ч. коллективн. занятий + 16 ч. индивид. занятий)
за год;
2 группа: 10-12лет – 36 часов (18ч. коллективн. занятий + 18ч. индивид.
занятий) за год;
1 группа: 13-15 лет – 36 часов (15ч. коллективн. занятий +21ч. индивид.
занятий) за год.
Срок реализации образовательной программы - 1 год

Учебно-тематический план, содержание курса.
1 группа (13-15 лет)
12

№
п/п.

Название темы.

Кол-во
час. всего

Теория Практика

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ – 15 часов.
1.

История
возникновения
музыкальных инструментов.

и

развития

1

1

-

2.

История возникновения песенного творчества.

1

1

-

3.

Творчество бардов: Б.Окуджава, Ю.Визбор,
В.Высоцкий, А.Городницкий и др.

4

3

4.

Творчество поэтов-песенников.

4

3

1

5.

Рок-музыка и рок-музыканты.

5

4

1

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ – 21 час.
6.

Формирование и развитие игрового аппарата.

3

1

2

7.

Элементарная теория музыки.

2

1

1

8.

Буквенно-схематичное обозначение аккордов.

2

2

-

9.

Разучивание пьес.

6

2

4

10.

Развитие навыков аккомпанемента.

3

1

2

11.

Развитие вокальных навыков.

2

1

1

12.

Подготовка к концертной деятельности.

3

1

2

36

21

15

Всего:
Содержание.
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ.

13

1.История возникновения и развития музыкальных инструментов.
Знакомство с детьми.
Знакомство с видами, классификацией музыкальных
инструментов. Обзорная беседа о гитаре. История развития инструмента, её
устройство, виды гитар. Звучание инструментов.
2.История возникновения песенного творчества.
Возникновение и развитие песни. Песня как разновидность народного творчества.
Народная песня, песенное творчество разных народов. Песня «а капелло», песня и
песенный аккомпанемент.
3.Творчество бардов: Б.Окуджава, Ю.Визбор, В.Высоцкий, А.Городницкий и др.
Бардовское направление в музыке. Основные сведения об известных бардах:
Окуджаве, Визборе, Высоцком, Городницком, Киме, Галиче, Никитиных, Митяеве,
Иващенко и Васильев (по выбору). Слушание песен в оригинале и в исполнении
педагога. Прослушивание детей. Обсуждение, анализ услышанного.
4.Творчество поэтов-песенников.
Основные сведения, интересные факты из биографии поэтов-песенников:
Р.Рождественском, Е.Евтушенко, А.Вознесенском (по выбору). Слушание песен на
стихи этих поэтов в исполнении известных артистов, педагога, детей «Прометея».
Обсуждение, анализ.
5.Рок-музыка и рок-музыканты.
Направление в музыке – рок. Основные сведения, интересные факты из биографии
известных рок-музыкантов: В.Цое, Б.Гребенщикове и др. (по выбору). Слушание
песен этих музыкантов. Обсуждение, анализ.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ.
1.Формирование и развитие игрового аппарата.
Посадка гитариста. Постановка обеих рук, извлечение звука. Правила взятия аккордов
на гитаре. Отработка приёмов игры: «арпеджио», «легато», игра пальцами, боем.
Аккорды с применением приёма «Баррэ». Принципы применения данного приёма.
Варианты аппликатуры, правила перехода с аккорда на аккорд. Использование
«кападастра». Материал закрепляется разучиванием данных аккордов и
14

обыгрыванием песен и мелодий с данными аккордами. Дополнительные приёмы игры
на гитаре: «глиссандо», «легато», «вибрато», «флажолеты»,» мелизмы». Упражнения
с проведением элементов мелодии в аккорде.
2.Элементарная теория музыки.
Основы музыкальной теории, необходимые для начального освоения гитары.
Длительности, паузы. Мелодия и аккомпанемент. Нотная запись мелодии. Запись
аккордов, способы их построения. Музыкальный интервал, их построение,
построение мажорных и минорных трезвучий, септаккордов. Построение интервалов
и аккордов. Построение септаккордов, нонаккордов, увеличенных и уменьшённых
аккордов.
3. Буквенно-схематичное обозначение аккордов.
Чтение схем основных аккордов, нахождение их на грифе. Простые аккорды.
Практические занятия. Аккорды с приёмом «Баррэ». Работа по подбору аккордов
самостоятельно. Закрепление всех приобретённых знаний и умений.
4.Разучивание пьес.
Популярные детские песни. Индивидуальный подбор репертуара. Разучивание песен.
Правильный выбор тональности с учётом оптимального использования диапазона
голоса. Более сложные приёмы аккомпанемента. Самостоятельный подбор аккордов
для известных мелодий и песен. Исполнение аккомпанемента песен с
дополнительными приёмами игры. Практические занятия.
5.Развитие навыков аккомпанемента.
Освоение более сложных приёмов аккомпанемента. Исполнение аккомпанемента
песен с дополнительными приёмами игры. Продолжение работы по подбору
аккордов самостоятельно. Совершенствование всех приобретённых умений и
навыков.
6. Развитие вокальных навыков.
Работа над навыками пения. Дыхание, чистота и высота звука, подача голоса, дикция.
При более профессиональном подходе, при достаточных способностях обучающихся
нужно обратить внимание на правильную подачу голоса, необходимость распевания
с целью расширения диапазона голоса.
7. Подготовка к концертной деятельности.
15

Анализ проведённой работы, поиск ошибок, их анализ, выбор правильного варианта.
Сценическое поведение музыканта-исполнителя. Подготовка и выступление на
концертах.

16

Учебно-тематический план.
2 группа (10-12 лет)

№
п/п.

Название темы.

Кол-во
час. всего

Теория Практика

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ – 18 часов
1.

История
возникновения
музыкальных инструментов.

и

развития

1

1

-

2.

История возникновения песенного творчества.

1

1

-

3.

Творчество бардов: Б.Окуджава, Ю.Визбор,
В.Высоцкий.

2

2

-

4.

Творчество поэтов-песенников.

2

2

-

5.

Различные стили песен.

2

1

1

6.

Детское песенное творчество.

10

2

8

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ – 18 часов
7.

Формирование и развитие игрового аппарата.

2

1

1

8.

Элементарная теория музыки.

2

1

1

9.

Буквенно-схематичное обозначение аккордов.

1

1

-

10.

Разучивание пьес.

5

1

4

11.

Развитие навыков аккомпанемента.

3

1

2

12.

Развитие вокальных навыков.

2

1

1

13.

Подготовка к концертной деятельности.

3

1

2

36

16

20

Всего:
Содержание.

17

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ.

1.История возникновения и развития музыкальных инструментов.
Знакомство с детьми. Разновидности музыкальных инструментов. Знакомство с
видами, классификацией музыкальных инструментов. Обзорная беседа о гитаре.
История развития инструмента, её устройство, виды гитар. Звучание инструментов.
2.История возникновения песенного творчества.
Возникновение и развитие песни. Песня как разновидность народного творчества.
Народная песня, песенное творчество разных народов. Песня «а капелло», песня и
песенный аккомпанемент.
3.Творчество бардов: Б.Окуджава, Ю.Визбор, В.Высоцкий (по выбору).
Бардовское направление в музыке. Основные сведения об известных бардах:
Окуджаве, Визборе, Высоцком, Митяеве, Иващенко и Васильев (по выбору).
Слушание песен в оригинале и в исполнении педагога. Прослушивание детей,
выявление их музыкальных данных. Обсуждение, анализ.
4.Творчество поэтов-песенников.
Основные сведения, интересные факты из биографии поэтов-песенников:
Р.Рождественском, Е.Евтушенко, А.Вознесенском (по выбору). Слушание песен на
стихи этих поэтов в исполнении известных артистов, педагога, детей «Прометея».
Обсуждение, анализ.
5.Различные стили песен.
Направления в песенном жанре. Эстрадные, популярные песни. Рок. Основные
сведения, интересные факты из биографии известных рок-музыкантов: В.Цой.
Слушание песен этих музыкантов. Обсуждение, анализ.
6.Детское песенное творчество.
Песни, написанные для детей, о детях, детьми. Разучивание песен. Исполнение этих
песен педагогом, детьми. Использование детских шумовых инструментов в качестве
аккомпанемента.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ.
18

1.Формирование и развитие игрового аппарата.
Посадка гитариста. Постановка обеих рук, извлечение звука. Правила взятия аккордов
на гитаре. Отработка приёмов игры: «арпеджио», «легато», игра пальцами, боем.
Варианты аппликатуры, правила перехода с аккорда на аккорд. Использование
«кападастра». Материал закрепляется разучиванием данных аккордов и
обыгрыванием песен и мелодий с данными аккордами.
2.Элементарная теория музыки.
Основы музыкальной теории, необходимые для начального освоения гитары.
Длительности, паузы. Мелодия и аккомпанемент. Нотная запись мелодии. Запись
аккордов, способы их построения. Музыкальный интервал, их построение,
построение мажорных и минорных трезвучий, септаккордов. Построение интервалов
и аккордов. Построение септаккордов, нонаккордов, увеличенных и уменьшённых
аккордов.
3. Буквенно-схематичное обозначение аккордов.
Чтение схем основных аккордов, нахождение их на грифе. Простые аккорды.
Практические занятия. Работа по подбору аккордов самостоятельно. Закрепление
всех приобретённых знаний и умений.
4.Разучивание пьес.
Популярные детские песни. Разучивание песен «Прометея». Индивидуальный подбор
репертуара. Разучивание песен. Правильный выбор тональности с учётом
оптимального использования диапазона голоса. Более сложные приёмы
аккомпанемента. Самостоятельный подбор аккордов для известных мелодий и песен.
Исполнение аккомпанемента песен с дополнительными приёмами игры.
Практические занятия.
5.Развитие навыков аккомпанемента.
Освоение более сложных приёмов аккомпанемента. Исполнение аккомпанемента
песен с дополнительными приёмами игры. Продолжение работы по подбору
аккордов самостоятельно. Совершенствование всех приобретённых умений и
навыков.
6. Развитие вокальных навыков.

19

Работа над навыками пения. Дыхание, чистота и высота звука, подача голоса, дикция.
При более профессиональном подходе, при достаточных способностях обучающихся
нужно обратить внимание на правильную подачу голоса, необходимость распевания
с целью расширения диапазона голоса.
7. Подготовка к концертной деятельности.
Анализ проведённой работы, поиск ошибок, их анализ, выбор правильного варианта.
Сценическое поведение музыканта-исполнителя. Подготовка и выступление на
концертах.

20

Учебно-тематический план .
3 группа (7-9 лет)

№
п/п.

Название темы.

Кол-во
час. всего

Теория

Практика

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ – 20 часов
1.

История
возникновения
музыкальных инструментов.

и

развития

2

2

-

2.

История возникновения песенного творчества.

2

2

-

3.

Творчество поэтов-песенников.

2

2

-

4.

Различные стили песен.

4

3

1

5.

Детское песенное творчество.

10

2

8

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ – 16 часов
6.

Формирование и развитие игрового аппарата.

2

1

1

7.

Элементарная теория музыки.

1

0,5

0,5

8.

Буквенно-схематичное обозначение аккордов.

2

2

-

9.

Разучивание пьес.

3

1

2

10.

Развитие вокальных навыков.

2

1

1

11.

Подготовка к концертной деятельности.

6

2

4

36

18,5

17,5

Всего:

21

Содержание.
1.История возникновения и развития музыкальных инструментов.
Знакомство с детьми. Разновидности музыкальных инструментов. Знакомство с
видами, классификацией музыкальных инструментов. Обзорная беседа о гитаре.
История развития инструмента, её устройство, виды гитар. Звучание инструментов.
2.История возникновения песенного творчества.
Возникновение и развитие песни. Песня как разновидность народного творчества.
Народная песня, песенное творчество разных народов. Песня «а капелло», песня и
песенный аккомпанемент.
3.Творчество поэтов-песенников.
Основные сведения, интересные факты из биографии поэтов-песенников:
Р.Рождественском, Е.Евтушенко, А.Вознесенском (по выбору). Слушание песен на
стихи этих поэтов в исполнении известных артистов, педагога, детей «Прометея».
Обсуждение, анализ.
4.Различные стили песен.
Направления в песенном жанре. Эстрадные, популярные песни. Слушание песен.
Обсуждение, анализ.
5.Детское песенное творчество.
Песни, написанные для детей, о детях, детьми. Разучивание песен. Исполнение этих
песен педагогом, детьми. Использование детских шумовых инструментов в качестве
аккомпанемента.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ.
1.Формирование и развитие игрового аппарата.
Посадка гитариста. Постановка обеих рук, извлечение звука. Правила взятия аккордов
на гитаре. Отработка приёмов игры: арпеджио, легато, игра пальцами и боем.
Варианты аппликатуры. Закрепление пройденного материала.
2.Элементарная теория музыки.

22

Основы музыкальной теории, необходимые для начального освоения гитары.
Длительности, паузы. Мелодия и аккомпанемент. Нотная запись мелодии.
Построение интервалов и аккордов.
3. Буквенно-схематичное обозначение аккордов.
Чтение схем основных аккордов, нахождение их на грифе. Простые аккорды.
Практические занятия. Закрепление всех приобретённых знаний и умений.
4.Разучивание пьес.
Популярные детские песни. Разучивание песен «Прометея». Индивидуальный подбор
репертуара. Разучивание песен. Правильный выбор тональности с учётом
оптимального использования диапазона голоса. Более сложные приёмы
аккомпанемента. Самостоятельный подбор аккордов для известных мелодий и песен.
Исполнение аккомпанемента песен с дополнительными приёмами игры.
Практические занятия.
5. Развитие вокальных навыков.
Работа над начальными навыками пения. Дыхание, чистота и высота звука, подача
голоса, дикция. При более профессиональном подходе, при достаточных
способностях обучающихся нужно обратить внимание на правильную подачу голоса,
необходимость распевания с целью расширения диапазона голоса.
6. Подготовка к концертной деятельности.
Анализ проведённой работы, поиск ошибок, их анализ, выбор правильного варианта.
Сценическое поведение музыканта-исполнителя. Подготовка и выступление на
концертах.

23

Примерный репертуарный список.
I.

Песни из сборника «АНТОШКА»

1. «Антошка»;
2. Планета детства;
3. «Жили у бабуси»;
4. Жучок;
5. Детство;
6. Друг;
7. Милая моя;
8. Берёза;
9. Давайте восклицать;
10. Как здорово!;
11. Настоящий друг;
12. Алые паруса.
II.

Народные мелодии:

1. Во саду ли, в огороде;
2. Я на горку шла;
3. Ах, вы сени;
4. Полянка;
5. Василёк;
6. Сорока-белобока;
7. Испанская мелодия;
8. Украинская песня;
24

9. Тень-тень.
III.

Песни из репертуара группы «Кино» и Виктора Цоя:

1. Белый снег;
2. Звезда по имени Солнца;
3. Алюминевые огурцы;
4. Когда твоя девушка больна;
5. Кукушка;
6. Группа крови.
IV. Песни из репертуара группы «Смысловые галюцинации»:
1. Кроме меня;
2. Розовые очки;
3. Мне осталось;
4. Поверить в одно;
5. Крошка;
6. Быть умней.
V.Песни из репертуара Земфиры:
1. Ромашки;
2. Доказано;
3. Город;
4. Маечки;
5. Почему;
6. Лондон;
7. Синоптик;
8. Не отпускай;
25

9. До свидания;
10. Брызги;
11. Ариведерчи.
Список литературы.
1. Агафошин С.В. Школа игры на шестиструнной гитаре, 2009.
2. Воспитание

музыкой

(из

опыта

работы)

сост.Т.Е.Вендрова,

И.В.Пигарева М., «Просвещение», 2011.
3. Газарян С., Рассказ о гитаре., Из-во «Детская литература», 2013.
4. Калинин В. Юный гитарист, 2007.
5. Кирьянов Школа игры на гитаре, 2011.
6. Козлов В. Маленькие тайны сеньориты-гитары, 2010.
7. Народная и эстрадная музыка в переложении для гитары, составитель
И.Болдырев; 1995.
8. Педагогический репертуар для гитары Вып.1-3, сост. В.Розанов, 2003.
9. Пьесы для 6-ти струнной гитары, Вып.1-4., сост. В.Мурзин, 2007.
10. Песни и танцы для мандолины и гитары., Вып.1-3., сост. В.Мурзин;
Русский шансон., Вып. 1-11, 2006.
11. Садчиков М., Рандеву со звёздами., Редакционно-издат. Центр «КультИнформ-Пресс», 2002;
12. Филипс М., Гитара для «Чайников»., Из-во «Диалектика»., М. 2005.
13. Хрестоматия шедевров популярной музыки., Вып. 1-6, 2009.
14. Программа для детских и вечерних ДШИ (спец. класс 6-струнной
гитары), сост. Ларичев Г.А., 2010.
15. Я учусь играть на гитаре (+ песенное приложение), автор-сост. Иванова
В.,М.: ООО «Из-во Лабиринт Пресс», 2003.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Комплексная безопасность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».