Рабочая программа воспитания 2022-2023 уч год

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ......................................................................................... 3
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся ..................................................... 4
1.2 Направления воспитания ............................................................................... 5
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания .............................................. 6
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ .................................................................... 15
2.1 Уклад общеобразовательной организации ................................................. 15
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности. ..................... 20
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ................................................................ 36
3.1 Кадровое обеспечение ................................................................................. 36
3.2 Нормативно-методическое обеспечение .................................................... 28
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями ................................................................................................... 30
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся ..................................................................... 4
3.5 Анализ воспитательного процесса .............................................................. 42
Приложение. Календарный план воспитательной работы

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и
другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители
(законные представители), представители иных организаций, участвующие в
реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством
Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся
имеют преимущественное право на воспитание своих детей.
Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной организации
определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных)
норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации.
Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания
обучающихся.
Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает
духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов
России.
Воспитательная

деятельность

в

общеобразовательной

организации

планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной
политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания
в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р).
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал
высоконравственный,

творческий,

компетентный

гражданин

—

России,

принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами
Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в
общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации:
усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые
выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и
развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их
освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и
социальных

отношений,

личностных

результатов

применения
освоения

полученных

знаний;

общеобразовательных

достижение
программ

в

соответствии с ФГОС.
Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных
программ

включают

осознание

российской

гражданской

идентичности,

сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность
обучающихся

к

саморазвитию,

самостоятельности

и

личностному

самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная

деятельность

в

общеобразовательной

организации

планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического,
культурно-исторического,

системно-деятельностного,

личностно-

ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической
направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых,
следования

нравственному

примеру,

безопасной

жизнедеятельности,

инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС:
 гражданское воспитание — формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту
тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и
обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
 патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение,

формирование

российского

национального

исторического

сознания, российской культурной идентичности;
 духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание

честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи,
уважения к старшим, к памяти предков;
 эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства;
 физическое воспитание, формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей
с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в
природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
 трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую
деятельность,

получение

продуктивном,

нравственно

профессии,
достойном

личностное
труде

в

самовыражение

российском

в

обществе,

достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
 экологическое воспитание — формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,
восстановления природы, окружающей среды;
 ценности научного познания — воспитание стремления к познанию
себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Требования

к

личностным

результатам

освоения

обучающимися

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования установлены в соответствующих ФГОС.
На основании этих требований деятельность педагогического коллектива
школы в воспитании, развитии личности обучающихся подчинена следующим
целевым ориентирам.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования:
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине — России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной
по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства
России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия

Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей
на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке,
научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования:
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
просвещения, российского национального исторического сознания.

Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации
своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов
других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе
самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ,
его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих
в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края,
своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной,
религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и
норм с учётом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального
и
общественного
пространства,
значение
и
ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий
общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям,
институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как
части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание

Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных
традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на
поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного
поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для
физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей),
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
в том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов, потребностей.
Экологическое воспитание

Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения
задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний
о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой
среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской
деятельности.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего
образования:
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней
российской
государственности,
с
Российским
государством,
ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического
просвещения, сформированного российского национального исторического сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать
суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и
защищать историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным,
национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма,
коррупции, антигосударственной деятельности.

Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом
самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военно-патриотических и др.
объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание
Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к
родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов,
проживающих в родной стране — России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной
идентичности.
Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России с
учётом мировоззренческого, национального,
конфессионального самоопределения.
Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с
осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и
асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических
групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам
с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан.
Понимающий
и
деятельно
выражающий
ценность
межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми
разных национальностей, отношения к религии и религиозной принадлежности, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных
семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и женщины для создания
семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия насилия в семье, ухода от
родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России,
демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и
мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского
и мирового художественного наследия.

Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального
воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать
это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих
способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья
и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и
здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность),
стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий
безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения,
употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного
поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и
психического здоровья.
Демонстрирующий
навыки
рефлексии
своего
состояния
(физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения
безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием,
развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных
коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным).
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих
земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения
российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому
труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе
предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда.
Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье,
общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в
каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства.
Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования,
к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной
и общественной деятельности.

Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых
отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном
высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном
обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей
своей семьи, общества.
Экологическое воспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе
понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на
глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.
Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого
природопользования в быту, общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми.
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учётом своих интересов, способностей, достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях
науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни
российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социальноэкономическом развитии России.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной
научной информации и критики антинаучных представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации
фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
В 1959 году в Екатеринбурге в районе Химмаш города Свердловска была
открыта школа-интернат № 10, в 1961г. у школы появилось второе здание. Район
был основан в 1941 году, когда на его территорию был эвакуированы предприятия
давшие

развитие

будущему

заводу

«Химмаш».

Около

завода

возник

одноимённый посёлок. Основная застройка происходила в 1950-е годы, когда 45-этажными домами была застроена центральная улица района — Грибоедова и
прилегающие к ней кварталы.
В 1998году школа стала общеобразовательной школой с 11летним
обучением.
В 2006 году заведению был присвоен статус общеобразовательного
учреждения среднего общего образования с углубленным изучением отдельных
предметов.
Образовательная организация была переименована в школу № 20.
Проектная численность школы – 872 обучающихся.
Расположена школа в Чкаловском районе, самом большом по площади
районе города Екатеринбурга с населением свыше 275 тыс. человек. Контингент
обучающихся школы разнообразный: дети из полных и неполных семей,
опекаемые, дети с особенностями здоровья.
Школа является бюджетной организацией. Кроме основной программы, в
школе реализуются программы дополнительного образования по направлениям –
искусство, физкультура и спорт, социально-педагогическое, естественнонаучное, туристко-краеведческое.
С 2021 года на уровне основного общего образования предусмотрено
комплектование классов МЧС. В 2022г. в 10ый универсальный класс набраны
обучающиеся для углубленного обучения математики.

Режим деятельности общеобразовательной организации: пятидневная
учебная неделя, школа работает в одну смену. Решение о введении единой формы
образовательная организация, Совет родителей и Совет обучающихся не
принимали.

Общими принципами создания внешнего вида обучающихся

остаются аккуратность и опрятность, а также сдержанность в выборе одежды,
обуви, прически. Внешний вид должен соответствовать общепринятым в
обществе нормам делового стиля и исключать вызывающие детали. Волосы, лицо
и руки должны быть чистыми и ухоженными.
В школе организовано горячее питание по системе «завтрак» и «обед».
Обучающиеся начального уровня образования получают бесплатное питание,
среднего и старшего уровня - организованное платное питание с учетом льгот
для отдельных категорий обучающихся. При составлении меню учитываются
особенности состояния здоровья обучающихся.
Своей миссией школа видит - формирование нравственно зрелой,
физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными
знаниями, способной найти свое место в жизни. Что и отражено в символе
школы, который представляет из себя стилистическое изображение мыслящего
ребенка (вид головы в профиль) и направления его интересов (к естественным и
точным наукам, языкознанию, спорту и искусству), оформленных в круг - самую
универсальную из всех геометрических фигур, символ цельности, единства и
совокупности.
Педагогический коллектив школы служит развитию личности ребенка,
погружает его в богатейший

человеческих знаний, служения его будущему в

опоре на понимая свою высокую гражданскую ответственность и важность
социальной активности.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на
следующих принципах:

- ориентира на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализации процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными

событиями,

общими

позитивными

эмоциями

и

доверительными отношениями друг с другом;
- организации основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей.
Основными традициями воспитания в образовательной организации
являются следующие:
-выстраивание

системы

воспитательных

мероприятий

на

основе

общешкольных дел, равноправными участниками которых на всех этапах
реализации являются сами обучающиеся;
– создание ситуаций для проявления активной гражданской позиции
обучающихся через развитие ученического самоуправления, волонтерского
движения, включение в деятельность РДШ;
– реализация процессов воспитания и социализации обучающихся с
использованием ресурсов социально-педагогического партнёрства.
Учитывая возраст существования образовательной организации, ее
большую историю, в школе значительное внимание уделяется взаимодействию с
ее ветеранами педагогического труда, в поколениями обучающихся
Основой годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов:
 Акции, посвящённые значимым датам страны,
 Ритуалы посвящения в первоклассники, пятиклассники, вручение погон
классам МЧС,

 Мероприятия с использованием интерактивных локаций и тематических
активностей: «Неделя толерантности», «Неделя профориентации», «Неделя
российской науки», «Декада «Мы – за ЗОЖ!»», 10000 добрых дел в один день,
Цирк-отличникам, «Зарядил телефон – зарядись сам», Каникулы в стиле Ван Гога,
Окна Победы, Сумчатые, Георгиевская лента, Подарок ветеранам, Звезда
Победы, Фестиваль виртуальных экскурсий «Навечно в памяти народной»,
Видео-марафон «Активность в любом возрасте», Вещь добра.
 Ток –шоу «100 вопросов взрослому», Карусель профессий.
 День школьного самоуправления (профессиональные пробы).
 Праздники День учителя, День матери, Новый год, Международный
женский день, Масленица, День защитника Отечества, День Победы.
 «Фестиваль осени».
 Фестиваль-конкурс патриотической песни.
 «Школьный КВН».
 Праздники, обозначающие вехи в школьном пути каждого обучающегося
– от Посвящения в первоклассники и Прощания с начальной школой», до
Праздника Последнего звонка и Торжественной церемонии вручения аттестатов.
Спортивные мероприятия в рамках деятельности школьного спортивного
клуба «Эверест», а также районные, городские и общероссийские соревнования
(Кросс осени, Лед надежды нашей, Лыжня России).
В школе реализуются следующие инновационные воспитательные
практики:
 Проект «Фестиваль ярких цифр»,
 Проект «Новая школьная среда» – активизация общественно-полезной
деятельности всех участников образовательного процесса, ориентированной на
организованное благоустройство школы и пришкольной территории МБОУ СОШ
№20 ( в том числе, участие в Международной акции «Сад Памяти»).
Социальные партнёры общеобразовательной организации:

Школа работает над созданием модели эффективного взаимодействия:
«Школа – местное сообщество».
Социальными партнерами школы являются власть, органы управления
образования различных уровней, образовательные учреждения, общественные
организации, бизнес – структуры:


Детские сады № 548, 572; Екатеринбургский колледж химического

машиностроения; Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты,
Свердловский областной медицинский колледж, Уральский техникум «Рифей».


Общеобразовательные школы № 135, 86, 105; МАУК ДО "Детская школа

искусств №12";


Учреждения культуры и досуга- ДДТ «Химмашевец», Центр культуры

«Экран», МБУ спортивная школа "Кристалл"; Библиотека № 27 имени А.Н.
Радищева, библиотека № 29 имени А.П. Гайдара;


Музей

истории

Уралхиммаша,

музей

истории

Екатеринбурга,

Мультимедийный Исторический парк «Россия моя история», школьный музей в
пос.Рудный. В планах на новый учебный год – сотрудничество с Музеем
подводного флота.


Опыт сотрудничества в 2021-2022 учебном году с Агентством "Принцип

Домино" в направлении деловые игры, геймификация и игры альтернативной
реальности планируется продолжить

в мероприятиях профориентационной

направленности.
Школа является участником городского сетевого проекта «Шахматы – в
школу», целью которого является формирование интеллектуально нравственной
культуры обучающихся на основе межпредметной интеграции системы общего и
дополнительного образования через обучение игре в шахматы.
В 2022-2023 учебном году школа планирует уделить особое внимание
гармонизации межнациональных и межэтнических отношений. Будет проведен
общешкольный фестиваль национальных культур.

В

таком

музыкальная

направлении

воспитательной

и художественная

культура

работы

как

запланирована

танцевальная,
организация

и

проведение большого праздничного танцевального мероприятия с этикетом,
протоколом, дресс-кодом и набором танцев, соответствующих некоторой
исторической эпохе – бала как одной из возможных культурных форм
общественной жизни.
Продолжится активное взаимодействие с Советом родителей – в
направлении патриотической работы планируется реализация проекта «Старая
фотография», также родители поддержали идею годового конкурса «Лучший
класс», призванного стимулировать мотивацию обучающихся на успешное
обучение, участие в коллективных делах, волонтерской деятельности, а также
проекта «Наша школа…», направленного на повышение статуса школы.

2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
2.2.1.Классное руководство и наставничество
Ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
В направлении «Работа с классом» классный руководитель:
Инициирует и поддерживает участие класса в общешкольных ключевых
делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и
анализе.
Проводит классные часы как часы плодотворного и доверительного
общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного
отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка
в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия
решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для
общения.
Классные руководители проводят классные часы с учётом расписания и
тем, согласованных на учебный год.

Индивидуальная работа с обучающимися, это:
поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора
профессии, учебного заведения, возможного трудоустройства, успеваемости и
т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в
задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют
свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце года вместе анализируют свои успехи
и неудачи.
Работа с учителями, преподающими в классе:
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
 привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса
для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
 регулярное информирование родителей о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом;
 помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
 организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

2.2.2. Школьный урок
Воспитательный потенциал урока реализуется через превращение знаний
в

объекты

эмоционального

переживания;

воспитывающей информацией; привлечение

организацию
внимания

проблемам, связанным с открытиями и изобретениями.

работы

с

к нравственным

Основные формы деятельности: индивидуальная и групповая работа,
фронтальная

форма

обучения,

традиционная

и

эпизодическая,

с

непосредственным либо опосредованным влиянием на обучающихся, открытая
и закрытая для других учителей и классов, организуемые учителями,
организуемые

на

инициируемые

основе

сотрудничества

обучающимися,

игровые,

учителей

и

обучающихся,

познавательные,

трудовые,

спортивные, коммуникативные, ценностноориентирующие формы урока, уроки
в школе и вне школы
Основные виды деятельности:
- Познавательные виды деятельности (опыты,эксперименты,
составление алгоритмов, построение схем и цепочек, анализ явлений, оценка и
классификация)
-

Викторины, игры, ребусы,шарады, КВН

-

Конференции, семинары, доклады,диспуты

-

Решение проблемной ситуации

-

Работа с наглядным материалом( книгами и карточками, пособиями

и иллюстрациями)
-

Письменные и устные работы

-

Проектная деятельность

-

Творческая деятельность

-

Самоконтроль, взаимоконтроль

-

Составление плана,конспекта, рецензии, отзыва

-

Предметные и полипредметные мероприятия на уровне школы

Содержание деятельности:
Одной из особенностей урочной деятельности является - организация
полипредметных погружений, так называемый «Полидельник» (название дано в
образовательной организации, так как мероприятия проводятся в понедельник),
темы которых связаны с темой игры. Полипредметные погружения позволяют
расширить знания обучающихся по теме игры, показывают практическую

значимость полученных знаний. Возможны два варианта организации таких
погружений:
- квест, все станции которого связаны единой темой, в основе работы
станции лежат задания, выполняя которые учащиеся получают баллы, в
зависимости от качества выполнения заданий. Команды для квест-игры
создаются случайным образом, являются разновозрастными, в командах
старшие помогают младшим выполнять свою часть задания;
- уроки-лаборатории, продолжительность которых составляет два
академических часа.
Основные методы обучения на данных уроках частично-поисковый и
исследовательский, цель таких уроков - открытие нового знания на основе
материала, выходящего за рамки школьной программы. Данные уроки,
обучающиеся выбирают на основе своих интересов накануне погружения. В
день погружения учащийся может посетить два урока-лаборатории. Уроки
проводятся отдельно для начального уровня и основного-среднего уровней. На
уроках формируются разновозрастные группы.
Связующим звеном, позволяющим отследить промежуточные результаты
реализации длительной образовательной игры, являются полипредметные
декады, которые призваны усилить образовательный эффект путем объединения
фактического материала и эмоциональноценностного отношения к нему. Такие
полипредметные декады требуют не только объединения усилий учителей
предметников, но и классных руководителей, а также привлечения психолога,
социального педагога, библиотекаря.
Межпредметные связи повышают научный уровень обучения, отражая
естественные взаимосвязи процессов и явлений действительности. При этом
развивается системность мышления, гибкость ума, умение обобщать, мыслить
абстрактными

понятиями,

благодаря

межпредметным

погружениям

и

полипредметным декадам формируется целостная картина мира. Немаловажное
значение

имеет

воспитательный

эффект

полипредметного

подхода

–

скоординированные усилия учителей-предметников и классных руководителей
позволяя усилить воспитательный потенциал учебных предметов, показать
практическую значимость знаний, развивают способности обучающихся.
2.2.3. Курсы внеурочной деятельностии дополнительного
образования
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и
дополнительного

образования

преимущественно

осуществляется

через

следующие формы:
вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу.
В

МБОУ

СОШ

№

20

реализуются

следующие

направления

дополнительного образования: физкультурно-спортивное, художественное,
социально- педагогическое.
Познавательная
дополнительного

деятельность.

образования,

Курсы

внеурочной

направленные

на

деятельности

передачу

и

школьникам

социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие
привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим,
гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое
мировоззрение и научную картину мира.
Среди обучающихся 1-4, 5-6 классов реализуется программа «Разговор о
правильном питании». 1-3классов-«Юным умникам и умницам», «Музей в
твоем классе», «Мы-твои друзья».

Художественное
дополнительного

творчество.

образования,

Курсы

создающие

внеурочной

деятельности

благоприятные

условия

и
для

просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их
творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их
общее духовно-нравственное развитие.
Обучающиеся 1-8, 6-9 классов посещают кружок по хореографии, вокалу,
рисованию, театральную студию.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности и
дополнительного образования, направленные на развитие коммуникативных
компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие
умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое
собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Спортивно-оздоровительная

деятельность.

Курсы

внеурочной

деятельности и дополнительного образования, направленные на физическое
развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью,
побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности,
формирование установок на защиту слабых.
В школе реализуется программа спортивной секции по волейболу.
2.2.4. Работа с родителями
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.
Работа

с

родителями

или

законными

представителями

осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:

школьников

общешкольный родительский комитет школы, участвующий в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации
их детей (Совет родителей);
консультационный совет, предоставляющий родителям, педагогам и
детям площадку для совместного проведения досуга и общения;
родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные
учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в школе;
общешкольные

родительские

собрания,

происходящие

в

режиме

обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются
виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных
и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей.
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.
Работа

с

родителями

или

законными

представителями

осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности.

школьников

2.2.5. Самоуправление
В школе создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка
увеличивалась и его роль в таких совместных делах (от пассивного наблюдателя
до организатора).
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
через деятельность выборного Совета обучающихся, создаваемого для
учета

мнения

школьников

по

вопросам

управления

образовательной

организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права
и законные интересы.
В школе создан Совет обучающихся, в который входят обучающиеся с 5
по 11 класс.
С целью расширения совета с 2018 г. стало обязательным посещение
совета старостами классов.
через работу постоянно действующего школьного отряда волонтёров
«Добрые

сердца»,

инициирующего

и

организующего

проведение

личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов,
фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.).
Совет обучающихся реализует несколько проектов:
Деловые встречи (1-2 раза в четверть проводятся встречи с людьми разных
профессий. Во время мероприятия обучающиеся задают вопросы, позже готовят
статью для школьной газеты).
Экологический

проект

«Школа

–

территория

экологической

безопасности» (обучающиеся проводят экоуроки, мастер-классы для начальной
школы, следят за порядком экоуголка).
На уровне классов:
через

деятельность

выборных

по

инициативе

и

предложениям

обучающихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров),
представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных

координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и
классных руководителей.
На индивидуальном уровне:
через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение
и анализ общешкольных и внутриклассных дел. Каждый класс закреплён в
течение года в подготовке и участии концерта, посвящённого той или иной дате.
через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую
роль, функции по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за
классным кабинетом, комнатными растениями и т.п. В каждом из классов
действует график дежурств.
2.2.6. Ключевые общешкольные дела
Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных
дел, в которых принимает участие большая часть школьников и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно
педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них
большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения,
ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе.
Введение

ключевых

дел

в

жизнь

школы

помогает

преодолеть

мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий,
организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие
формы работы на внешкольном уровне:
социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел. Участие школы в
благотворительной новогодней ярмарке через благотворительный фонд
«Русфонд»; участие в акции «Протяни руку лапам», районной акции
«Заряди телефон-зарядись сам», «Позвоните бабушке и дедушке», «Каникулы в

стиле ВанГоги», «Мы-дети Земли», «Район, в котором я живу, улицы, по
которым я хожу».
На школьном уровне:
общешкольные

праздники

–

ежегодно

проводимые

творческие

(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со
значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, в которых
участвуют все классы школы. К примеру, 1 сентября, День учителя, День
матери, Новый год, 9 мая;
торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на
следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых
социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей.
Такие как: посвящение в 1,5 классы;
театрализованные выступления педагогов, родителей и школьников с
элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни школьников
и учителей создают в школе атмосферу творчества и неформального общения,
способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ
школы. В предстоящем учебном году старшеклассники планируют проведение
школьного КВН с участием команды обучающихся, родителей и педагогов;
церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы.
На уровне классов:
выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы
дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; участие
школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел.
На индивидуальном уровне:
вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной

из

возможных

исполнителей,

для

ведущих,

них

ролей:

декораторов,

сценаристов,
музыкальных

постановщиков,
редакторов,

корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за
приглашение и встречу гостей и т.п.;
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел.
2.2.7. Детские общественные объединения
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по
инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов
для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
утверждение и последовательную реализацию в детском общественном
объединении демократических процедур (выборы руководящих органов
объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения;
ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность
получить социально значимый опыт гражданского поведения.
В МБОУ СОШ № 20 действует школьный Совет обучающихся, который
является активным участником школьной жизни. Организация общественно
полезных дел даёт возможность детям получить важный для их личностного
развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям,
своей школе, обществу в целом, развить в себе такие качества, как внимание,
забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать
других.
На базе школы на основании положений об организации их деятельности
действуют

следующие

направленности:

детские

общественные

объединения

целевой

Наименование

Направление деятельности
- оказание помощи коллективу школы и ученическому
сообществу при проведении мероприятий различного
уровня,
- оказание помощи, незащищенным слоям населения:
детям-сиротам, многодетным семьям, инвалидам, пожилым

Волонтерский

отряд одиноким людям, бездомным, беженцам и другим,

«Добрый сердца»
- помощь заповедным территориям, животным, озеленение,
раздельный сбор отходов, экологическое просвещение и
т.д.,
-

просветительская

деятельность

по

профилактике

заболеваний, пропаганда здорового образа жизни.
- организация подготовки юных велосипедистов,
- участие в соревнованиях, слетах, конкурсах, фестивалях
и мероприятиях, проводимых в рамках детского
творчества: художественного (участники театральных
коллективов

и

кружков

художественной

самодеятельности, юные художники и корреспонденты и

Подразделение

т. д.), технического, спортивно-технического,
«Юные инспектора
движения»

проведение

полезного

каникулярного

досуга

(профильные лагеря и смены),
-

проведение
пропаганде

массово-разъяснительной
безопасности

дорожного

работы

по

движения

с

использованием различных форм и методов пропаганды,
- изучение ПДД,

-овладение

практическими

навыками

безопасного

поведения на улицах и дорогах и оказания первой
помощи пострадавшим при дорожно-транспортных
происшествиях.
- оказание помощи ОО в воспитании у учащихся чувства
личной ответственности за сохранность жизни и
Подразделение

здоровья людей, материальных ценностей от пожаров,

«Дружина юных пожарных» - противопожарная пропаганда и агитация, пожарнопрофилактическая работа среди детей и подростков,
- пропаганда традиций и истории пожарной охраны и
добровольного общества пожарных.
Школьный
клуб «Эверест»

спортивный

участие в

организации

спортивных

событий

и

соревнований,
- представление школы на соревнованиях различного
уровня

2.2.8. Школьные и социальные медиа
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами
средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие
коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и
сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и
консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через
школьную газету, школьное радио, телевидение, группу в социальной сети)
наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных

ключевых дел, кружков, секций,

деятельности

органов

ученического

самоуправления.
В МБОУ СОШ № 20 действует школьная газета «TIME», в которую входят
обучающиеся 5-11 классов. Газета выпускается 1 раз месяц тиражом 50 штук.
Школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев
группа

информационно-технической

поддержки

школьных

мероприятий,

осуществляющая видеосъёмку и мультимедийное сопровождение школьных
праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей; школьная интернет-группа –
разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающих
интернет-сайт школы и группу Вконтакте «Будни школы 20»; участие
школьников в конкурсах школьных медиа.
2.2.9. Организация предметно-эстетической среды
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии
ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует
формированию

у

него

чувства

вкуса

и

стиля,

создает

атмосферу

психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые
ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой школы как:
оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров,
рекреаций,

залов,

лестничных

пролетов

и

т.п.)

и

их

периодическая

переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения
негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
размещение

на

стенах

школы

регулярно

сменяемых

экспозиций:

творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий
потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного
художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического

осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе
(проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с
интересными людьми и т.п.);
создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы
стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и
педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с
них для чтения любые другие;
благоустройство
руководителями

классных

вместе

со

кабинетов,

школьниками

осуществляемое
своих

классов,

классными
позволяющее

обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее
повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип,
элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной
повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной
организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых
общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания
ценностях школы, ее традициях, правилах.
2.2.10. Волонтерство
Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
Волонтерство может быть событийным и повседневным.

Воспитательный потенциал волонтёрства реализуется следующим образом:
На внешкольном уровне:
участие

школьников

в

организации

культурных,

спортивных,

развлекательных мероприятий, проводимых на базе школы (в том числе
районного, городского характера). Проведение мероприятий совместно с ВДШ
Чкаловского района «Свобода».
Отряд волонтёров является активным участником проведения школьных
акций «Твори добро», «Зарядка от волонтёра», «Весёлая перемена», «Чистые
руки».
На уровне школы:
участие

школьников

в

организации

праздников,

торжественных

мероприятий, встреч с гостями школы;
участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них
праздников, утренников, тематических вечеров.
Воспитание в детских общественных объединениях ведется в школе по
направлениям – волонтерство, безопасность на дорогах, спорт. Включение детей в
деятельность сообществ осуществляется через:
- утверждение и последовательную реализацию в детском общественном
объединении демократических процедур, дающих ребенку возможность получить
социально значимый опыт гражданского поведения;
- организацию общественно полезных дел;
- клубные встречи, рекрутинговые мероприятия;
- поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов.

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Кадровое обеспечение
Рабочую программу воспитания реализуют 46 учителей-предметников, из
них

31

классный

руководитель,

педагоги-организаторы,

педагоги

дополнительного образования. Таким образом, в МБОУ СОШ № 20 сложилась
команда единомышленников для организации воспитательной деятельности в
школьной среде. Реализацию рабочей программы воспитания обеспечивают
следующие педагогические работники:
Должность

Количество Функционал

Директор

1

Контроль

развития

системы

организации

воспитания обучающихся
Заместитель

директора, 1

направление

–

воспитательная работа

Организация воспитательной работы: анализ,
принятие

управленческих

результатам
реализацию

анализа,
плана,

решений

по

планирование,

контроль

реализации

плана.
Курирует

деятельность

дополнительного
спортивного

объединений

образования,

клуба.

Школьного

Обеспечивает

работу

«Навигатора дополнительного образования» в
части дополнительных общеобразовательных
программ
Советник

по 0,5

Организует

взаимодействие

с

детскими

воспитательной работе и

общественными

взаимодействию

воспитательную деятельность по линии РДШ.

с

детскими общественными

Курирует

объединениями

движения.

объединениями. Курирует

деятельность

волонтерского

Заместитель

директора, 2

направление

-

учебная

деятельность

Осуществляет

контроль

реализации

воспитательного

потенциала

урочной

и

внеурочной деятельности, организуют работу
с

неуспевающими

и

слабоуспевающими

обучающимися и их родителями (законными
представителями), учителями-предметниками.
Организует методическое сопровождение и
контроль

учителей-предметников

организации

индивидуальной

неуспевающими

и

работы

по
с

слабоуспевающими

обучающимися, одаренными обучающимися,
обучающимися с ОВЗ, из семей «группы
риска»
Заместитель

директора, 1

методическая работа

Организация
методической,
научно
–
исследовательской и инновационной работы в
школе, в том числе, воспитательной
направленности

направление

–

Заместитель

Организует работу с обучающимися, их

научно-

директора, 1

направления – правовая

родителями (законными представителями),

работа

классными

руководителями,

учителями-

предметниками

по

профилактике

правонарушений

и

безнадзорности

несовершеннолетних, в том числе в рамках
межведомственного взаимодействия.
Социальный педагог

1

Педагог-библиотекарь

1



Осуществление комплекса мероприятий,
направленных на воспитание, образование,
развитие и социальную защиту личности
обучающегося.
Осуществляет дополнительное образование
обучающихся

по культурному развитию

личности, продвижению чтения.
Педагог дополнительного 2

Разрабатывает и обеспечивает реализацию

образования

дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих программ.

Педагог-организатор

2

Организует

проведение

мероприятий,

школьных

обеспечивает

участие

обучающихся в районных, муниципальных,
региональных и федеральных мероприятиях
Педагог-психолог

1

Организует

психолого-педагогическое

сопровождение
Проводит

с

воспитательного

процесса.

обучающимися

занятия,

направленные на профилактику конфликтов,
буллинга, профориентацию.
Учитель –предметник, в 46

Реализует воспитательный потенциал урока, в

том

том числе,

числе,

с

функционалом классного 31

-организует

воспитательную

руководителя

обучающимися

на

работу

уровне

с

классного

коллектива

3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Основные локальные нормативные акты МБОУ СОШ № 20 по нормативнометодическому обеспечению воспитательной деятельности:
- Программа развития МБОУ СОШ № 20;
- Основная образовательная программа начального общего образования; Основная образовательная программа основного общего образования; Основная образовательная программа среднего общего образования;
- Годовой план работы МБОУ СОШ № 20;
- Календарные планы воспитательной работы по уровням образования; План внеурочной деятельности начального общего образования;
- План внеурочной деятельности основного общего образования;
- План внеурочной деятельности среднего общего образования;
- План работы психолого-педагогической службы;
- Календарные планы воспитательной работы классных руководителей;

- Рабочие программы педагогов по учебным предметам и внеурочной
деятельности;
- Положение о классном руководстве;
- Положение о Совете обучающихся;
- Положение о Педагогическом Совете;
- Положение о Совете профилактики;
- Положение о школьном спортивном клубе;
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме;
- Положение о Комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений;
- Правила внутреннего распорядка обучающихся;
- Должностные инструкции педагогических работников;
- Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
В МБОУ СОШ № 20 созданы условия воспитания для категорий
обучающихся,

имеющих

особые

образовательные

потребности:

дети

с

инвалидностью, с ОВЗ, из социально уязвимых групп, с одарѐнными детьми, дети
с отклоняющимся поведением. Особыми задачами воспитания обучающихся с
особыми образовательными потребностями являются:


налаживание

эмоционально-положительного

взаимодействия

с

окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в МБОУ
СОШ № 20;
 формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
 построение воспитательной деятельности с учѐтом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;

 обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями необходимо ориентироваться на:
–

формирование

личности ребѐнка

с

особыми образовательными

потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с
использованием

адекватных вспомогательных средств и педагогических

приѐмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагоговпсихологов, учителей-логопедов;
–

личностно-ориентированный

подход

в

организации

всех видов

деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система

поощрения

проявлений

активной

жизненной

позиции

и

социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у
обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность,
максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Система

проявлений

активной

жизненной

позиции

и

поощрения

социальной успешности обучающихся строится на принципах:
 публичности,
обучающихся

о

открытости

награждении,

поощрений

проведение

значительного числа обучающихся);

(информирование

награждений

в

всех

присутствии

 соответствия

артефактов

и

процедур

награждения

укладу

общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды, символике
общеобразовательной организации;
 прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
 регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
 сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать
индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не
получившими награды);
 привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных

представителей)

обучающихся,

представителей

родительского

сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия
ученического

самоуправления),

сторонних

организаций,

их

статусных

представителей;
 дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся
и социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги,
благотворительная поддержка.
Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации и
регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями
(законными

представителями)

по

собиранию

(накоплению)

фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.

артефактов,

Портфолио
достижений,

может

достижений

включать

артефакты

в группе,

участия

признания

личностных

в деятельности (грамоты,

поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др.,
участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио,
возможно ведение портфолио класса.
Рейтинги — размещение имен (фамилий) обучающихся или названий
(номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой их
успешностью, достижениями в чём-либо.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов
и

др.)

может

заключаться

общеобразовательной
проведения

в

материальной

организации

внешкольных

поддержке

воспитательных

мероприятий,

проведения

дел,

различных

в

мероприятий,

форм

совместной

деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке
нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.
Благотворительность

предусматривает

публичную

презентацию

благотворителей и их деятельности.
3.5. Анализ воспитательного процесса
Анализ организуемого в школе воспитательного процесса проводится с
целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их
решения.
Анализ

осуществляется

ежегодно

силами

экспертов

самой

образовательной организации с привлечением (при необходимости и по
решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ
воспитательного процесса в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий

экспертов

на

уважительное

отношение

как

к

воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
-

принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,

ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания
(в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так
и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными

направлениями

анализа

организуемого

в

школе

воспитательногопроцесса являются следующие:
1. результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников
(какова динамика личностного развития школьников каждого класса; какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось
решить; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы
появились, над чем далее предстоит работать);
2.воспитательная деятельность педагогов (испытывают ли педагоги
затруднения в определении цели и задач своей воспитательной деятельности;
испытывают ли они проблемы с реализацией воспитательного потенциала их
совместной с детьми деятельности; стремятся ли они к формированию вокруг
себя

привлекательных

для

школьников

детско-взрослых

общностей;

доброжелателен ли стиль их общения со школьниками; складываются ли у них
доверительные отношения со школьниками; являются ли они для своих
воспитанников значимыми взрослыми людьми);
3. управление

воспитательным

процессом

в

образовательной

организации (имеют ли педагоги чёткое представление о нормативнометодическихдокументах, регулирующих воспитательный процесс в школе, о

своих должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности;
создаются лишкольной администрацией условия для профессионального роста
педагогов в сфере воспитания; поощряются ли школьные педагоги за хорошую
воспитательную работу со школьниками);
4. ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной
организации (в каких материальных, кадровых, информационных ресурсах,
необходимых для организации воспитательного процесса, особенно нуждается
школа – с учётом ее реальных возможностей; какие имеющиеся у школы
ресурсыиспользуются недостаточно; какие нуждаются в обновлении).
Итогом анализа организуемого в школе воспитательного процесса является
перечень

выявленных

педагогическому

проблем,

коллективу,

и

над

которыми

проект,

предстоит

направленный

на

работать
решение

управленческих задач.
При проведении анализа может быть использован следующий пакет методик
(в колонках приведены показатели и инструментарий для работы с ними):
Организационно-образовательная модель школы
-способность к гибкости – управление
образовательным процессом, приспосабливая его к
меняющимся социальным условиям;
-способность к усложнениям – развитие
образовательного процесса в школе от простого к
более сложному;
-способность к организационному развитию –
организационные изменения школы как на внешнем,
так и на внутреннем уровне.
Организационная культура школы
-приоритеты и ограничения управленческих
действий в рамках данной организационной
культуры;
-реакции педагогического коллектива на
определенные инновации и уровень сопротивления
изменениям;
- причины конфликтных ситуаций;
- критерии применимости опыта других школ в
данном коллективе

Методика анализа
организационнообразовательной
модели школы
(В.А. Ясвин)

Методика
диагностики
организационной
культуры школы
(В.А. Ясвин)

Содержание воспитательно-образовательного процесса
Методика
- компетентности формируемые в рамках
«Школьная
воспитательно-образовательного процесса
ромашка»
(В.А. Ясвин)
Отношение к школе субъектов воспитательно-образовательного процесса
- оценочные суждения, предпочтения и чувства
субъектов воспитательно-образовательного процесса;
- степень интереса субъектов воспитательнообразовательного процесса к школе;
Методика
- готовность и стремление к практической
диагностики
деятельности, связанной у субъектов воспитательноотношения к школе
образовательного процесса с данной школой;
(Кочеткова О.И.)
- степень активности субъектов воспитательнообразовательного процесса,
направленная
на
изменение ее окружения в соответствии со
своим отношением к данной школе
Конкуренция в обучении
Методика
-противодействие в развитии со стороны
«Умышленные
обучающихся и педагогов
дидактогении»
(А.Н. Поддъяков)
Оценка уровня развития опыта гражданского
поведения школьников и личностного роста
Методика «Карта-схема
психологопедагогической
характеристики
- изучение личности школьника с точки зрения её
личности школьника как
организаторских возможностей и лидерского
организатора и лидера»
потенциала;
(Внештатная социальнопсихологическая
- определение места каждого члена группы в
лаборатория
системе межличностных отношений, увидеть его
Курского
психологический статус, а также иерархию статусов
педагогического
всех членов группы;
института под
руководством Л. И.
- определение уровня развития мотивации успеха;
Уманского)
Методика «Диагностика
- определение уровня личностного роста
функционального
лидерства в
малых
группах»
(Н.П.
Фетискин)
Опросник«Мотивация
успеха
и
боязнь
неудачи» (А. А. Реан)

Методика диагностики
личностного
роста
(П.В.Степанов)

5. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического
объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
6. Итогом анализа организуемого в школе воспитательного процесса
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих
решений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Комплексная безопасность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».