РП ОДНКНР ООО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение —
средняя общеобразовательная школа № 20
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 20

УТВЕРЖДЕНО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 7295707)
учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для обучающихся 6 класса

Екатеринбург 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Содержание курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» (далее соответственно – курс ОДНКНР, ОДНКНР) направлено на
формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности
обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя
как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают
представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной
культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его
духовно-нравственным обликом, изучают основные компоненты культуры, её
специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные
особенности духовно-нравственного развития народов России.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса ОДНКНР являются:
формирование
общероссийской
гражданской
идентичности
обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства)
России в контексте процессов этноконфессионального согласия и
взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов,
религий, национальных культур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на
основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих
к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу
Российской Федерации;
формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также
способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
идентификация собственной личности как полноправного субъекта
культурного, исторического и цивилизационного развития Российской
Федерации.
Цели курса ОДНКНР определяют следующие задачи:
овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное
значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и

нравственности как основополагающих элементах духовной культуры
современного общества;
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и
нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества,
ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как
способности и готовности вести межличностный, межкультурный,
межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной
культурной идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через
систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы,
истории, изобразительного искусства, музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения
окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений,
оценок и выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому,
религиозному и культурному наследию народов Российской Федерации;
содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров,
основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных
ценностей;
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через
понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности
социального взаимодействия, гражданской идентичности.
МЕСТО
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ
ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, рекомендованных для изучения курса ОДНКНР, – 68
часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в
неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 КЛАСС
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура.
Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;
понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от
природных явлений;
уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры
и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно-нравственным
состоянием общества;
понимать зависимость социальных процессов от культурноисторических процессов;
уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и
этапами развития социума.
Тема 2. Культура России: многообразие регионов.
Характеризовать административно-территориальное деление России;
знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа,
уметь показать их на административной карте России;
понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в
полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти
отдельных этносов;
объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от
его принадлежности к тому или иному народу;
понимать ценность многообразия культурных укладов народов
Российской Федерации;
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и
межрелигиозного согласия в России;
характеризовать духовную культуру всех народов России как общее
достояние и богатство нашей многонациональной Родины.
Тема 3. История быта как история культуры.
Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его
типы;
понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов
России и особенностями исторического периода;
находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов
России от их локализации в конкретных климатических, географических и
культурно-исторических условиях.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный.

Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда,
характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе;
осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль
созидательного и добросовестного труда для создания социально и
экономически благоприятной среды;
демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его
социальной и духовно-нравственной важности;
понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и
изменениями социальных взаимосвязей в обществе;
осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности
общества.
Тема 5. Образование в культуре народов России.
Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на
различных этапах его развития;
понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от
процесса познания;
понимать специфику каждого уровня образования, её роль в
современных общественных процессах;
обосновывать важность образования в современном мире и ценность
знания;
характеризовать образование как часть процесса формирования духовнонравственных ориентиров человека.
Тема 6. Права и обязанности человека.
Знать термины «права человека», «естественные права человека»,
«правовая культура»;
характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных
с правами;
понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и
обязанности человека;
понимать необходимость соблюдения прав человека;
понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между
правами и обязанностями человека в обществе;
приводить примеры формирования правовой культуры из истории
народов России.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм»,
«свободомыслие»;характеризовать
основные
культурообразующие
конфессии;
знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе

общественного развития;
понимать и обосновывать роль религий как источника культурного
развития общества.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Характеризовать основные процессы, протекающие в современном
обществе, его духовно-нравственные ориентиры;
понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития
человека и общества в целом для сохранения социально-экономического
благополучия;
называть и характеризовать основные источники этого процесса, уметь
доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из
истории и культуры России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Духовно-нравственный облик и идеал человека.
Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание
личных качеств человека;
осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными
моральными и нравственными ценностями;
понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия
общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных
процессах;
характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода»,
«ответственность», «право» и «долг»;
понимать важность коллективизма как ценности современной России и
его приоритет перед идеологией индивидуализма;
приводить примеры идеалов человека в историко-культурном
пространстве современной России.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России.
Понимать
различие
между
процессами
антропогенеза
и
антропосоциогенеза;
характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а
также потребности человека для гармоничного развития существования на
каждом из этапов;
обосновывать важность взаимодействия человека и общества,
характеризовать негативные эффекты социальной изоляции;
знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её
роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми.
Тема 11. Религия как источник нравственности.

Характеризовать нравственный потенциал религии;
знать и уметь излагать нравственные принципы государствообразующих
конфессий России;
знать основные требования к нравственному идеалу человека в
государствообразующих религиях современной России;
уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных
ценностей для современного общества.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке.
Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»;
определять нравственный смысл гуманитарного знания, его
системообразующую роль в современной культуре;
характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания
общества, как его внутреннюю самоактуализацию;
осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного
знания.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Характеризовать многосторонность понятия «этика»;
понимать особенности этики как науки;
объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и
культуре народов России и соотносить их с личным опытом;
обосновывать важность и необходимость нравственности для
социального благополучия общества и личности.
Тема 14. Самопознание (практическое занятие).
Характеризовать
понятия
«самопознание»,
«автобиография»,
«автопортрет», «рефлексия»;
уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с
самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне;
доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком.
Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;
соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое
благополучие»;
объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»;
понимать важность и уметь обосновать необходимость их преодоления
для самого себя;
оценивать общественные процессы в области общественной оценки
труда;
осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых

подвигов, социальной ответственности за свой труд;
объяснять важность труда и его экономической стоимости;
знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной
стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой
стороны, а также «общественная оценка труда».
Тема 16. Подвиг: как узнать героя?
Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;
понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;
знать и называть героев современного общества и исторических
личностей;
обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм»
через значимость для общества и понимание последствий.
Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Характеризовать понятие «социальные отношения»;
понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений»
в приложении к его нравственному и духовному развитию;
осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном
состоянии личности;
обосновывать
понятия
«дружба»,
«предательство»,
«честь»,
«коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы;
обосновывать важность и находить нравственные основания социальной
взаимопомощи, в том числе благотворительности;
понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в
социальном аспекте.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания.
Характеризовать понятие «социальные проблемы современного
общества» как многостороннее явление, в том числе обусловленное
несовершенством духовно-нравственных идеалов и ценностей;
приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья»,
«сиротство», знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на
доступном для понимания уровне;
обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих
проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со
стороны общества.
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство»,
«милосердие», «волонтерство», «социальный проект», «гражданская и

социальная ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в их
взаимосвязи;
анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности,
милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных
этносов и религий;
уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных,
волонтёрских и социальных проектах в регионе своего проживания.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России.
Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовнонравственных ценностей российского народа;
находить и обосновывать проявления гуманизма в историко-культурном
наследии народов России;
знать и понимать важность гуманизма для формирования
высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений
в обществе;
находить и объяснять гуманистические проявления в современной
культуре.
Тема 21. Социальные профессии, их важность для сохранения духовнонравственного облика общества.
Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие
профессии»;
иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых
представителям социальных профессий;
осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе
социальных профессий;
приводить примеры из литературы и истории, современной жизни,
подтверждающие данную точку зрения.
Тема
22.
Выдающиеся
благотворители
в
истории.
Благотворительность как нравственный долг.
Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в
истории России;
доказывать важность меценатства в современном обществе для общества
в целом и для духовно-нравственного развития личности самого мецената;
характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную
роль в жизни общества;
приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и
современной России;
понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской

деятельности, аргументированно объяснять её важность.
Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и
духовного прогресса общества.
Характеризовать понятие «наука»;
уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном
обществе, прослеживать её связь с научно-техническим и социальным
прогрессом;
называть имена выдающихся учёных России;
обосновывать важность понимания истории науки, получения и
обоснования научного знания;
характеризовать и доказывать важность науки для благополучия
общества, страны и государства;
обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад
в доказательство этих понятий.
Тема 24. Моя профессия (практическое занятие).
Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель
труда в определённой профессии;
обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её
вклад в общество, называть духовно-нравственные качества человека,
необходимые в этом виде труда.
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25. Гражданин.
Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их
взаимосвязь;
понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей
гражданского самосознания;
понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина.
Тема 26. Патриотизм.
Характеризовать понятие «патриотизм»;
приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;
различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на
ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре;
уметь обосновывать важность патриотизма.
Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?
Характеризовать понятия «война» и «мир»;
доказывать важность сохранения мира и согласия;
обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;
понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;
характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»,

обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений.
Тема 28. Государство. Россия – наша родина.
Характеризовать понятие «государство»;
уметь выделять и формулировать основные особенности Российского
государства с использованием исторических фактов и духовно-нравственные
ценностей;
характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской
идентичности человека;
характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это
понятие с необходимыми нравственными качествами человека.
Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие).
Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие:
этническую, религиозную, гендерную идентичности;
обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина,
указывать их источники.
Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных
действий, их нравственного характера;
находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к
потребностям класса.
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие).
Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;
приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;
формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые
ему присущи.
Тема 32. Человек и культура (проект).
Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;
уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров
образ человека, создаваемый произведениями культуры;
показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;
характеризовать
основные
признаки
понятия
«человек»
с
использованием исторических и культурных примеров, их осмысление и
оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны.

6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

1
2
3
4
5

Наименование разделов и тем
программы

Культура как социальность
Человек и его отражение в культуре
Человек как член общества
Родина и патриотизм
Обобщение и повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

8
6
10
8
2
34

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

6 КЛАСС
№
п/
п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11
12

Тема урока

Мир культуры:
его структура
Культура
России:
многообразие
регионов
История быта
как история
культуры
Прогресс:
технический и
социальный
Образование в
культуре
народов России
Права и
обязанности
человека
Общество и
религия:
духовно–
нравственное
взаимодействие
Современный
мир: самое
важное
(практическое
занятие)
Каким должен
быть человек?
Духовно–
нравственный
облик и идеал
человека
Взросление
человека в
культуре
народов России
Религия как
источник
нравственности
Наука как

Количество часов
Контроль
Все
ные
го
работы
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

Практичес
кие
работы

Дата
изучен
ия

Электронны
е цифровые
образователь
ные ресурсы

13

14

15
16

17

18

19

20

21

источник
знания о
человеке и
человеческом
Этика и
нравственность
как категории
духовной
культуры
Самопознание
(практическое
занятие)
Труд делает
человека
человеком
Подвиг: как
узнать героя?
Люди в
обществе:
духовно–
нравственное
взаимовлияние
Проблемы
современного
общества как
отражение его
духовно–
нравственного
самосознания
Духовно–
нравственные
ориентиры
социальных
отношений
Гуманизм как
сущностная
характеристика
духовно–
нравственной
культуры
народов России
Социальные
профессии; их
важность для
сохранения
духовно–
нравственного
облика
общества

1

1

1
1

1

1

1

1

1

Выдающиеся
благотворители
в истории.
22
Благотворитель
ность как
нравственный
долг
Выдающиеся
учёные России.
Наука как
источник
23
социального и
духовного
прогресса
общества
Моя профессия
24
(практическое
занятие)
25
Гражданин
26
Патриотизм
Защита Родины:
27
подвиг или
долг?
Государство.
28
Россия – наша
Родина
Гражданская
идентичность
29
(практическое
занятие)
Моя школа и
мой класс
30
(практическое
занятие)
Человек: какой
он?
31
(практическое
занятие)
Человек и
32
культура
(проект)
Обобщение и
33
повторение
Обобщение и
34
повторение
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО

1

1

1
1
1
1

1

1

1

1

1
1
1
34

0

0

ПРОГРАММЕ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Комплексная безопасность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.