РП Обществознание ООО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение —
средняя общеобразовательная школа № 20
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 20

УТВЕРЖДЕНО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 125486)
учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 8 – 9 классов

Екатеринбург 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа по знанию общества составление оснований и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в
соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом ф eдеральной
рабочей силы программа воспитания. Обществознание играет ведущую роль в выполнении школьной функции молодёжи в
современном обществе: учебный предмет позволяет постепенно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности
современных обществ, различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей с другими, с экспериментальными
институтами государства и цивилизации, регулирующие общества в соответствии с социальными нормами. .
Изучение обществом знаний, включение знаний о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об
основах конституционного строя нашего общества, правах и обязанностях человека страны и гражданина, поощрении воспитания
российской политической идентичности, поддержке служения Отечеству, приверженности национальным ценностям. Привлечение
при изучении общества знания различных источников социальной информации помогает обучающимся освоить язык современной
культурной, социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в методы метапредметных умений из
имеющихся сведений, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и социальных ценностей и в то же время открытию
и утверждению собственного «Я», формированию способностей к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места
в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,
приверженности базовым ценовым отношениям нашего народа;
развитие у учащихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам,
закрепленным в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, становление ее духовнонравственной, политической и законодательной культуры, активного поведения, основанного на уважении закона и
правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных наук; способности к личностному самоопределению,
самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
средства обучения в целостной структуре общества, соответствующие современным знаниям и доступным содержанию для
школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных принципах легкой деятельности, социальных
институтах, нормах, регулирующих общественных отношениях, необходимых для взаимодействия с социальным обеспечением и
выполнением типичных социальных ролей человека и гражданина;
обеспечение навыков функций грамотного человека (получать из надежных источников и строго осмысливать экономическую
информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение метода познавательной, коммуникативной,

практической деятельности, необходимого для участия в жизни общества и государства);
создание условий для освоения обучающихся требует эффективного взаимодействия с европейскими, правовыми, финансовоэкономическими и другими структурными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично
развивающемся российском обществе;
методы применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой природе; для соотнесения своих действий и действий других людей с
моральными ценностями и нормами поведения, установленными законом; обеспечение правовых методов и защита правопорядка в
обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общество изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени за четыре года обучения
составляет 136 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях.
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность.
Производство – источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность. Производительность труда.
Разделение труда.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы.
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых
посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты).
Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного
пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет. Государственная
бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры.
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современная молодёжная культура.

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе. Образование в Российской Федерации.
Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые
религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура и информационная безопасность.
Правила безопасного поведения в Интернете.
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении.
Политика и политическая власть. Государство – политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя
политика.
Форма государства. Монархия и республика – основные формы правления. Унитарное и федеративное государственнотерриториальное устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно-политические организации.
Гражданин и государство.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия – демократическое федеративное правовое государство с
республиканской формой правления. Россия – социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики
российского государства. Россия – светское государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации. Президент – глава
государства Российская Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации.
Правительство Российской Федерации. Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область,
город федерального значения, автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь
конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации.
Человек в системе социальных отношений.

Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур.
Социальная политика Российского государства.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений
поведения. Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире.
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, её противоречия.
Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения.
Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.
Место Обществознания в учебном плане основной школы
Учебный предмет «Обществознание» изучается с VI по IX класс. Учебный предмет является интегрированным, построен по
модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика»,
«Экономика» и «Право».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учетом принципов преподавания общественного знания в основной
школе.
Планируемые предметные результаты и содержание предмета распределены по годам обучения с учетом входящих в курс
содержащих модулей (разделов) и требований к результатам освоения основных образовательных программ, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учетом федеральной рабочей
программы воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и людях в целом, знания всех основных
сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по
годам обучения является одним из возможных.
Научным сообществам и средним средним школам принято такое содержание содержания, при котором модуль (раздел) «Основы
российских прав» завершает курс обучения в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты, основанные на традиционных российских социокультурных и духовно-нравственных ценностях, принятых в
нормах поведения, отражают готовность обучающихся руководиться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при
правильном подходе. Они предполагаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся
установки на решение практических задач направленности социальности и опыта конструктивного поведения по основному
направлению воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к осуществлению ответственности гражданина и реализации его прав, уважения прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни, образовательная организация, местная семья, родной край, страна; неприятие форм любого
экстремизма, членство; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах,
свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной
созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской политической идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; небольшой интерес к
познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческое, природное наследие и памятники, традиции
разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в рамках нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции моральных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активные
неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального здоровья:
осознание ценностей жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание
последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и других форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и моим конкретным, информационным и политическим условиям, в том числе
осмысляя масштаб опыта и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
Сформированность навыков рефлексии, политики своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в обеспечении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края)
технологической и социальной направленности, способности инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода

деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда мгновенного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развития необходимых для этого умений; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор
и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и
настроения.
Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний социальных и производственных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования последующих действий и возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активные неприятные действия,
приносящие вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природных,
технологических и социальных сред; готовность к получению в практической деятельности главной направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных принципах развития человека, природы и
общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной эпохой; владение языковой и читательской культурой как мытье
познания мира; владение необходимыми навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдения,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного развития.
Личностные результаты, обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
Обучение способствует экономическому опыту, основным социальным ролям, соответствующему возрасту деятельности, нормам и
правилам общественного поведения, формам социальной жизни в группах и сообществах, включая семьи, группы, сформированные
по профессиональной деятельности, а также в рамках постоянного взаимодействия с людьми из другой культурной среды. ;
способность обучающихся в условиях неопределенности, открытости опыта и знаний других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытости опыту и знаниям других, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и навыки из опыта других; навыки установления и связывания образов, способность новых
знаний, в том числе способность формировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее известные,
осознавать недостаточные хорошие знания и компетенции, планировать свое развитие;
навыки установления и связывания образов, способность новых знаний, в том числе способность формировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее известные, осознавать недостаточные хорошие знания и компетенции,
планировать свое развитие;
Уметь распознавать отдельные понятия по характерным факторам, выполнять операции в соответствии с определениями и
простейшими понятиями, конкретизировать примеры примеров, использовать понятие и его свойства при определении задачи (далее
– оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области развития понятий, включая ;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
уметь оценивать свои действия с учетом окружающей среды, достижения целей и преодоления вызовов, возможные возможные

последствия;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмера; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедших
ситуациях; быть готовым действовать при отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, которые можно сформировать при изучении сознания:
1. Владение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать различные признаки социальных явлений и процессов;
сохраняемый существенный признак классификации социальных фактов, являющийся основанием для их обобщения и сравнения,
критерием проведения анализа;
с учетом предложенной задачи выявить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предложить критерии для выявления особенностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, ресурсов для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении тенденций и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбрать способ решения учебной задачи (сравнить несколько вариантов решения, выбрать наиболее подходящий с
учетом самостоятельно выделенных вариантов).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желаемым состоянием ситуации, объектом, самостоятельно
сохраняя иское и существующее;
сформулировать гипотезу об истинности справедливых суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проведение самостоятельного составленного плана небольшого исследования по установлению конкретного объекта, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценить применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследований;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенных наблюдений, исследований, владеть
инструментами, оценивать достоверность выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствий в аналогичных или сходных условиях,
выдвигать борьбу за их развитие в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом

предложенной учебной задачи и заданных условий;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
нахождение сходных аргументов (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных источниках
информации;
самостоятельно выбрать оптимальную форму представления информации;
оценить надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Владение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с требованиями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, выражать уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения;
в ходе диалога и (или) обсуждения задавать вопросы по существующей обсуждаемой теме и высказывать идеи, ориентированные на
решение задач и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои мнения с мнениями других участников диалога, находить детали и сходство позиций;
публичное выступление результатов выполненного исследования, проекта;
Самостоятельно выбрать форму представления с учётом задачи, презентации и отдельного источника, и в соответствии с этим
составить устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретных проблем, обосновывать
необходимость применения групповых взаимодействий при решении поставленной задачи;
принять цель совместной деятельности, коллективно построить действия по ее решению: вернуть роли, договариваться, обсуждать
процесс и совместный результат работы; уметь общаться с мнениями нескольких людей, обеспечивать поддержку руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между участниками команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и интеллектуальные);
выполнять свою часть работы, обеспечивать качественный результат в своем направлении и координировать свои действия с другими
участниками команды;
оценить качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформировавшим взаимодействие

участников; Сопоставить результаты с исходной коммутацией и внести вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделить сферу ответственности и обеспечить надежность для предоставления отчёта перед выводом.
3. Владение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и физических условиях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решений в группе, принятие решений в
группе);
самостоятельно разработать алгоритм решения задачи (или его часть), выбрать способ решения учебной задачи с учётом физических
ресурсов и естественных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составить план действий (план реализации алгоритма решения), скорректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых
знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать на себя ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть методами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
дать адекватную оценку ситуации и предложить план ее изменений;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять причину достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедших ситуациях;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, ошибок, возникших в результате;
Оценить соответствие результата и условий.
Эмоциональный интеллект:
проявлять, называть и управлять своими источниками энергии и источниками энергии других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
поставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно обращаясь к человеку, по его мнению;
ватать свое право на ошибку и признавать такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другому;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 КЛАСС

Человек в экономических отношениях
осваивать и применять знания об экономической жизни общества, ее основных проявлениях, экономической медицине,
собственности, механизме рыночного регулирования экономики, финансовых отношениях, роли государства в экономике, видах
налогов, основах государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, о влиянии государственной политики на развитие
конкуренции ;
характеризовать способы организации экономической жизни в различных экономических условиях; объекты творчества и
предложения по вопросам рынка труда и финансового рынка; функция денег;
приводить меры по повышению эффективности производства; деятельность и проявления основных функций различных финансовых
посредников; использование способов повышения эффективности производства;
классифицировать (в том числе сохранять существующий признак классификации) механизмы государственного регулирования
экономики;
сравнивать различные виды хозяйствования;
содержать и объяснять связь финансовых потрясений и социально-экономических кризисов в штатах;
использовать полученные знания для объяснения причин достижений (недостижения) результатов экономической деятельности; для
объяснения основных принципов государственного регулирования экономики, государственной политики в области развития
конкуренции, социально-экономической роли и функций предпринимательства, причин и последствий безработицы, необходимости
правомерного налогового поведения;
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на общественные знания, факты общественной
жизни, свое отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса;
решать познавательные и практические задачи, связанные с обнаружением экономических действий, на основе разумного выбора в
условиях ограниченных ресурсов; с использованием различных методов повышения эффективности производства; размышления о
типичных ситуациях и социальных взаимодействиях в сфере экономической деятельности; мыслительные процессы;
овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в
том числе о крайних и экономических благах, о видах и формах предпринимательской деятельности, экономических и социальных
последствиях безработицы;
извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций в средствах массовой информации и Интернета о тенденциях
развития экономики в нашей стране, о борьбе с различными формами финансового мошенничества;
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и оценивать прогнозы, включая экономико-статистическую, на
основе адаптированных источников (в том числе научных материалов) и публикацию СМИ, соотносить ее с личным
опытом; используя общественноведические знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
оценивать собственные преступления и преступления других людей с точки зрения их экономической эффективности (сложившиеся
модели поведения производителей и потребителей; граждане, защищающие свои экономические интересы; практика осуществления
экономических действий на основе рационального использования в условиях ограниченных ресурсов; различные способы оценки
эффективности производства, распределения семейных ресурсов). ресурсов, для оценки риска осуществления финансовых

мошенничеств, применения недобросовестных практик);
приобрести опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной
жизни для анализа потребительской жизни в домашнем хозяйстве, структуры семейного бюджета; составление личного финансового
плана; для выбора профессии и оценки хорошего роста в профессиональной сфере; выбор форм сбережений; для реализации и
защиты прав потребителей (в том числе финансовых услуг), осознанного выполнения обязанностей, выбора профессии и оценки
хорошего роста в профессиональной сфере;
приобрести опыт составления простейших документов (личный финансовый план, заявление, резюме);
изучать совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальными и религиозными вещами, на
основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры
осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке и образовании, системе образования в
Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об информации как важном ресурсе современного
общества;
характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и нравственности, гуманизм, парламентизм,
справедливость) нашего общества, искусство как сферу деятельности, информационную культуру и информационную безопасность;
приводить политику российского государства в сферу культуры и образования; профессиональное образование по социализации
личности; правила информационной безопасности;
классифицировать по разным формам и видам культуры;
сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды искусств;
поддерживать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования личности, взаимовлияние науки и образования;
использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на общественные знания, факты наблюдения за
жизнью, свое отношение к информационной культуре и информационной безопасности, правила безопасного поведения в Интернете;
решать познавательные и практические задачи, масштабные формы и многообразие духовной культуры;
овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры, составлять план, преобразовывать текстовую
информацию в модели (таблицу, диаграмму, диаграмму) и преобразовывать предложенные модели в текст;
изучить поиск информации об опасностях современных учёных, о конкретно объединениях в Российской Федерации, о роли
искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в Интернете в разных источниках информации;
анализировать, систематизировать, оценивать и обобщать экономическую информацию, представленную в разных формах
(описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования;
оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества;
использовать полученные знания для публичного демонстрации результатов своей деятельности в сфере духовной культуры в
соответствии с особенностями и регламентом;
Приобретите опыт осуществления совместной деятельности при изучении разных культур, стран и отдельных ценностей.

9 КЛАСС
Человек в политической зависимости
осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней, о демократии и демократических
ценностях, о конституционном статусе гражданина Российской Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и
референдуме, о политических партиях;
охарактеризовать государство как социальный институт; принципы и связи демократии, демократические ценности; роль государства
в обществе на основе его функций; правовое государство;
приводить формы государств с различными формами правления, государственно-территориального устройства и политического
режима; реализация функций государства на пространстве внутренней и внешней политики России; политические партии и
общественные объединения граждан; законного участия граждан в политике; связь тяжелых потрясений и социально-экономического
кризиса в государствах;
классифицировать современное государство по разным направлениям; элементы формы государства; типы политических
партий; типы общественно-политических организаций;
сравнивать (в том числе сохранение основания для сравнения) политическую власть с другими источниками власти в
обществе; демократические и недемократические политические режимы, унитарное и федеративное территориально-государственное
устройство, монархию и республику, политическую партию и общественно-политическое движение, выборы и референдум;
поддерживать и объяснять взаимосвязи в отношениях между людьми, обществом и экономикой; между правами человека и
гражданина и обязанностями граждан, финансовыми потрясениями и социально-экономическими кризисами в штатах;
использовать полученные знания для объяснения сути политики, политической власти, значения политической деятельности в
обществе; для объяснения взаимосвязей правового государства и общества; для осмысления личного игрового опыта при исполнении
социальной роли гражданина; о распространении информации и информационных технологий в современном мире для
аргументированных заявлений, роль средств массовой информации в современном обществе и государствах;
определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного поведения в контексте точек зрения социальных
ценностей и правовых норм;
В рамках изученного материала решаются познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия между
субъектами политики; выполнение социальной роли избирателя, члена политической партии, участника общественно-политического
движения;
овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов,
политических и иных текстов общеведческой тематики, границ с сферой субъектов политики, преобразовывать текстовую
информацию в таблице или схеме о функциях государства, политических партиях, формах участия граждан в политике;
искать и извлекать информацию о сути политики, государства и его роли в обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие
факты из разных адаптированных источников (в том числе научных материалов) и публиковать СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
анализировать и конкретизировать финансовую информацию о формах участия граждан нашей страны в политической жизни, о

выборах и референдуме;
оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения учёта в её интересах развития общества, её
соответствия гуманистическим и демократическим ценностям: выражать свою точку зрения, смотреть на вопросы, участвовать в
обсуждении;
использовать полученные знания в практической учебной деятельности (включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в
повседневной жизни для реализации прав гражданина в политической сфере; а также публично представлены результаты своей
деятельности в соответствии с темой и режимом общения, особенностями и регламентом;
изучать совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальными и религиозными вещами, на
основе стран государств современной России: общества гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми культуры разных стран: выполнение научных заданий в парах и группах,
исследовательские проекты .
Гражданин и государство
осваивать и применять знания об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации,
государственно-территориальном аппарате Российской Федерации, деятельности высших органов власти и управления в Российской
Федерации; об основных направлениях внешней политики Российской Федерации;
характеризовать Россию как демократическое федеративное правое государство с республиканской формой правления, как
социальное государство, как светское государство; статус и власть Президента Российской Федерации, особенности формирования и
функционирования Государственной Думы и Советской Федерации, управления Российской Федерацией;
приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни общества, включая определение прав государственных
органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации; деятельность политических партий; политика в сфере
культуры и образования, бюджетной и денежно-кредитной политики, политика в сфере противодействия коррупции, обеспечения
безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
классифицировать по разным регионам (в том числе включать существенный признак классификации) полномочия высших органов
государственной власти Российской Федерации;
сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия центральных органов государственной власти и субъектов
Российской Федерации;
поддерживать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики в Российской Федерации, федерального центра и
субъектов Российской Федерации, между правами человека и гражданина и обязанностями граждан;
использовать полученные знания для характеристик роли Российской Федерации в современном мире; для объяснения сути
проводимой в отношении нашей международной политики «сдерживания»; для объяснения необходимости противодействия
коррупции;
с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определения и аргументации с
точки зрения вопросов гражданственности и патриотизма, своего отношения к внутренней и внешней политике Российской
Федерации, к проведению политики «сдерживания» в нашей стране;

решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и события политической жизни Российской
Федерации, в международных отношениях;
систематизировать и конкретизировать информацию о политической жизни в стране, в субъектах Российской Федерации, о
деятельности высших органов государственной власти, об основных направлениях внутренней и внешней политики, о усилиях
нашего государства в регионе с экстремизмом и международным терроризмом;
овладевать смысловым чтением текстов ведической тематики: собрать общественную концепцию об основном конституционном
устройстве Российской Федерации, гражданстве Российской Федерации, конституционном статусе человека и гражданина, о
полномочиях высших органов государственной власти, местном самоуправлении и его функциях из конституций Российской
Федерации, других нормативных правовых актов и из предложенных учителем источников и научных материалов, составляют на их
основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и внешней политики Российской Федерации, высших
органов государственной власти, о статусе субъектов Федерации, в которых проживают обучающиеся: выявлять соответствующие
факты из государственных СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию об основных изменениях в российском
законодательстве, о ключевых решениях высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, соотносить ее с национальными принципами политики, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
оценивать собственные действия и поведение других людей в гражданско-правовой сфере с позиции государств нашего общества,
критика норм российского права, выражать свою точку зрения, присутствовать на вопросах, участвовать в обсуждении;
использовать полученные знания о государстве Российской Федерации в практической учебной деятельности (выполнять
проблемные задания, концептуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения судебных
обязанностей; публичное выступление результатов своей деятельности (в рамках изученного материала, проведения проектной
деятельности) в соответствии с темой и режимом общения, особенностями регламента и регламентом;
самостоятельно заполнить форму (в том числе электронную) и составить простейший документ при использовании портала
государственных услуг;
изучать совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальные и религиозные ценности на
основе стран современных стран российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
Человек в системе социальных отношений
осваивать и применять знания о социальном уровне общества, социальных обществах и группах; социальных статусах, ролях,
социализации личности; важность семьи как базового института; об этносе и нациях, этнических многообразиях современного
человечества, диалоге культуры, отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни;
охарактеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики Российского государства;
приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной политики Российского государства;
классифицировать социальные общности и группы;

сравнивать виды социальной мобильности;
поддерживать и объяснять принципы существования разных социальных групп; социальные интерпретации и выводы;
использовать полученные знания для осмысления личного исторического опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних
социальных ролей; аргументированные объяснения социальных и общественных инноваций здорового образа жизни, опасности
наркомании и алкоголизма для человека и общества;
определять и аргументировать с опорой на общественные знания, факты наблюдения за жизнью и личный социальный опыт своего
отношения к разным этносам;
решать познавательные и практические задачи, отражая типичные социальные взаимодействия; направленные на распознавание
отклоняющегося поведения и его видов;
изучать смысловое чтение текстов и составлять на основе плана учебных текстов (в том числе отражающий изучаемый материал о
социализации личности);
извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о межнациональных отношениях, об
историческом единстве народов России; преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу, диаграмму, диаграмму) и из
предложенных моделей в текст;
анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую информацию из адаптированных источников, научных
материалов и публикаций об отклоняющемся в СМИ поведении, его причинах и негативных последствиях; о выполнении членов
семьи своей социальной роли; социальные конфликты; оценить современную экономическую экономию;
оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение к другим национальностям; осознавать неприемлемость
антиобщественного поведения;
использовать знания, полученные в практической деятельности, для выстраивания собственной политики с позиции здорового образа
жизни;
изучить совместную деятельность с людьми других национальных и религиозных предметов на основе веротерпимости и
взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в современном изменяющемся мире
осваивать и применять знания об информационном обществе, глобализации, решении проблем;
характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ жизни; глобализацию как грядущий общемировой
интеграционный процесс;
приводить к рассмотрению проблем и пути возможного их решения; участие молодёжи в сознании жизни; профессиональное
образование, обеспечивающее возможности профессионального выбора и карьерного роста;
сравнить требования к современным профессиям;
сохранять и объяснять причины и последствия глобализации;
использовать знания, полученные в современном обществе, для решения познавательных задач и анализа ситуаций, включающие
объяснения (устное и письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни человека;
определять и аргументировать с опорой на общественные знания, факты наблюдения за жизнью и личный опыт своего отношения к

современным формам общения; к здоровому образу жизни;
решить в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, связанные с волонтёрским движением; отражающие
особенности общения в виртуальном пространстве;
изучать смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и др.) по проблемам современного общества,
глобализации; непрерывное образование; выбор профессии;
изучить поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) из различных источников
глобализации и ее последствий; о роли непрерывного образования в современном обществе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Раздел 1. Человек в экономических отношениях
Экономика — основа
1.1
жизнедеятельности человека
1.2
Рыночные отношения в экономике
1.3
Финансовые отношения в экономике
1.4
Домашнее хозяйство
Экономические цели и функции
1.5
государства
Итого по разделу
Раздел 2. Человек в мире культуры
2.1
Культура, её многообразие и формы
Наука и образование в Российской
2.2
Федерации
2.3
Роль религии в жизни общества
2.4
Роль искусства в жизни человека
2.5
Роль информации в современном мире
Итого по разделу
Защита проектов, итоговое повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Практические
работы

5

1

5
5
3
2

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

http://school-collection.edu.ru/
http://univertv.ru/project/
http://www.rusedu.ru/subcat_31.html
http://www.uchportal.ru/load/54

1

http://www.uchportal.ru/load/54

20
1

http://www.rusedu.ru/subcat_31.html

4

1

2
2
1
10
4

1

34

2

http://lesson-history.narod.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://lesson-history.narod.ru/
http://lesson-history.narod.ru/

2

9 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Раздел 1. Человек в политическом измерении
1.1
Политика и политическая власть
3
1.2
Участие граждан в политике
3
Итого по разделу
6
Раздел 2. Гражданин и государство
Основы конституционного строя
2.1
2
Российской Федерации
Высшие органы государственной
2.2
2
власти в Российской Федерации
Государственно-территориальное
2.3
2
устройство Российской Федерации
Конституция Российской Федерации о
2.4
правовом статусе человека и
2
гражданина
Итого по разделу
8
Раздел 3. Человек в системе социальных отношений
3.1
Социальные общности и группы
2
Статусы и роли. Социализация
3.2
4
личности. Семья и её функции
Этносы и нации в современном
3.3
обществе. Социальная политика
3
Российского государства
Отклоняющееся поведение и здоровый
3.4
2
образ жизни
Итого по разделу
11
Человек в современном изменяющемся мире
5

Практические
работы

1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

http://school-collection.edu.ru/
http://www.rusedu.ru/subcat_31.html

http://school-collection.edu.ru/
http://www.rusedu.ru/subcat_31.html
http://lesson-history.narod.ru/
1

http://www.rusedu.ru/subcat_31.html

http://school-collection.edu.ru/
1

http://lesson-history.narod.ru/

1

http://lesson-history.narod.ru/
http://lesson-history.narod.ru/
http://school-collection.edu.ru/

Защита проектов, итоговое повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

4

1

34

2

http://lesson-history.narod.ru/
3

Поурочное планирование
8 класс.
№ п/п

1

2

3

4

5
6

Наименование разделов и тем
программы
Экономическая жизнь общества.
Потребности и ресурсы.
Ограниченность ресурсов.
Экономический выбор
Экономическая система и её
функции. Собственность
Производство — источник
экономических благ. Факторы
производства. Трудовая
деятельность
Предпринимательство.
Производительность труда.
Разделение труда
Обмен. Деньги и их функции.
Торговля и её формы. Входная
диагностическая работа.
Рыночная экономика. Конкуренция.

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

http://school-collection.edu.ru/

1

http://univertv.ru/project/

1

http://www.rusedu.ru/subcat_3
1.html

1

http://www.uchportal.ru/load/5
4

1
1

1

http://school-collection.edu.ru/
http://univertv.ru/project/

7
8
9
10
11
12
13
14
15

16

17
18
19
20

Многообразие рынков
Спрос и предложение. Рыночное
равновесие
Предприятие в экономике
Заработная плата и стимулирование
труда. Занятость и безработица
Финансовый рынок и финансовые
посредники
Банковские услуги
Проверочная работа по теме
«Страховые услуги»
Защита прав потребителя
финансовых услуг
Экономические функции
домохозяйств
Потребление домашних хозяйств.
Потребительские товары и товары
длительного пользования
Источники доходов и расходов
семьи. Семейный бюджет. Личный
финансовый план. Способы и
формы сбережений
Экономические цели и функции
государства
Налоги. Государственный бюджет.
Государственная политика по
развитию конкуренции
Тест № 1 по теме "Человек в
экономических отношениях"
Практикум урок по теме "Человек в
экономических отношениях"

http://www.rusedu.ru/subcat_3
1.html
http://school-collection.edu.ru/

1
1
1

1

http://www.rusedu.ru/subcat_3
1.html
http://school-collection.edu.ru/

1
1
1

1

1
1

http://univertv.ru/project/

1

http://www.rusedu.ru/subcat_3
1.html
http://www.uchportal.ru/load/5
4

1

http://www.uchportal.ru/load/5
4

1

http://school-collection.edu.ru/

1

http://univertv.ru/project/

1

http://www.rusedu.ru/subcat_3
1.html

1
1

1

21
22

23

24

25

26

27

28

29
30
31

http://www.rusedu.ru/subcat_3
1.html

Культура, её многообразие и формы. 1
Наука. Естественные и социальногуманитарные науки. Роль науки в
развитии общества
Образование. Личностная и
общественная значимость
образования в современном
обществе
Проверочная работа по теме
«Образование в Российской
Федерации. Самообразование»
Политика в сфере культуры и
образования в Российской
Федерации
Понятие религии. Роль религии в
жизни человека и общества.
Свобода совести и свобода
вероисповедания
Национальные и мировые религии.
Религии и религиозные объединения
в Российской Федерации
Что такое искусство. Виды искусств.
Роль искусства в жизни человека и
общества
Роль информации и
информационных технологий в
современном мире
Тест № 2 по теме "Человек в мире
культуры"
Практикум по теме "Человек в мире
культуры"

1

1

1

http://lesson-history.narod.ru/

http://school-collection.edu.ru/

1

1

http://school-collection.edu.ru/

1

1

http://univertv.ru/project/

1

http://univertv.ru/project/

1

http://www.uchportal.ru/load/5
4

1

1

http://www.uchportal.ru/load/5
4

1
1
1

http://univertv.ru/project/

1

32
33

34

Защита проектов по теме по теме
"Финансовая грамотность"
Представление исследовательских
проектов теме "Человек в
экономике"
Практикум по темам "Человек в
экономике", "Человек в мире
культуры"

1
1

1

1

Количество часов
№ п/п

Наименование разделов
и тем программы

1

Политика и
политическая власть

1

2

Государство —
политическая
организация общества

1

3

Политические режимы

1

4

Формы политического
участия. Выборы,
референдум

1

5

6

7

8

9

10

11

Политические партии, их
роль в демократическом
обществе. Общественнополитические
организации
Тест № 1 по теме
"Человек в политическом
измерении"
Основы
конституционного строя
Российской Федерации
Основы
конституционного строя
Российской Федерации
Высшие органы
государственной власти
в Российской Федерации
Высшие органы
государственной власти
в Российской Федерации
Государственнотерриториальное
устройство Российской
Федерации

12

Местное самоуправление

13

Конституционный статус
гражданина Российской
Федерации. Гражданство
Российской Федерации.

Всего

1

Контрольные
работы

Практиче
ские
работы

Электронн
ые
(цифровые)
образовател
ьные
ресурсы
http://school
collection.ed
u.ru/
http://www.r
usedu.ru/sub
cat_31.html
http://www.r
usedu.ru/sub
cat_31.html
http://school
collection.ed
u.ru/

1

http://www.r
usedu.ru/sub
cat_31.html

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

http://school
collection.ed
u.ru/
http://www.r
usedu.ru/sub
cat_31.html
http://univer
tv.ru/project
/
http://www.r
usedu.ru/sub
cat_31.html
http://school
collection.ed
u.ru/
http://www.r
usedu.ru/sub
cat_31.html
http://www.r
usedu.ru/sub
cat_31.html

14

Взаимосвязь
конституционных прав,
свобод и обязанностей
гражданина Российской
Федерации
Проверочная работа по
теме "Человек в
политическом
измерении"

1

15

Социальная структура
общества

1

16

Социальная мобильность

1

17

Социальный статус
человека в обществе

1

18

Социальные роли.
Ролевой набор подростка

1

19

Социализация личности

1

20

Роль семьи в
социализации личности.
Функции семьи.
Семейные ценности.
Основные роли членов
семьи

21

Этнос и нация. Россиямногонациональное
государство

22

Проверочная работа по
теме «Этнос и нация.
Россиямногонациональное
государство»

23

Социальная политика
Российского государства

1

24

Отклоняющееся
поведение

1

25
26

Тест № 2 по теме
"Человек в системе
социальных отношений"
Информационное

1

1
http://www.
uchportal.ru/
load/54
http://school
collection.ed
u.ru/
http://univer
tv.ru/project
/
http://www.r
usedu.ru/sub
cat_31.html
http://school
collection.ed
u.ru/

1

http://lesson
history.naro
d.ru/

1

http://lesson
history.naro
d.ru/

1

http://lesson
history.naro
d.ru/

1

1

http://school
collection.ed
u.ru/
http://school
collection.ed
u.ru/

1
1

http://school

общество. Сущность
глобализации

27

Сущность глобализации

1

28

Молодёжь — активный
участник общественной
жизни

1

1

1

1

29

30

31

32

33

34

Проверочная работа по
теме «Профессии
настоящего и будущего.
Здоровый образ жизни.
Мода и спорт»
Современные формы
связи и коммуникации:
как они изменили мир.
Особенности общения в
виртуальном
пространстве.
Перспективы развития
общества
Тест № 3 по теме
"Человек в политическом
измерении"
Защита проектов,
итоговое повторение по
теме "Гражданин и
государство"
Защита проектов по теме
"Человек в системе
социальных отношений"
Практикум по теме
"Человек в современном
изменяющемся мире"

http://lesson
history.naro
d.ru/

1

1

1

1

1

collection.ed
u.ru/
http://lesson
history.naro
d.ru/
http://lesson
history.naro
d.ru/

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Комплексная безопасность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».